Сибирские огни, 1965, №9
ни с тем, ни с другим. Ругательства Л ев а шова отскакиваю т от него, как горох от стенки, нисколько не поколебав его, но вы звав приступ мстительной ненависти. Грубая стычка Л еваш ова и Бастрюко- ва — столкновение двух несхожих подходов к войне. Происхождение их писатель указы вает недвусмысленно. Л еваш ов — воплоще ние ленинских традиций, ленинских принци пов воспитания; Бастрюков — порождение культа личности, прямо-таки культовый монстр. И тот, и другой являю т собой про д у к т в чистом виде, без малейших при месей. Написанный с нескрываемым отвращ е нием Бастрюков — результат стремительно го перерождения, зашедш его так далеко, что полковой комиссар стал вечерами в оди ночестве глушить водку — чайный стакан на сон грядущий. Все это в общем верно и вероятно. О д нако настолько «в общем», настолько декла ративно, что применимо к любому ответ ственному шкурнику, к любому опустивше муся деятелю Опять-таки не знаешь, почему ж е именно Бастрюков так быстро выро дился и разлож ился по всем статьям. Возникает еще одна неясность: если уж Бастрю ков настолько созрел как трус, пья ница, тупица и шовинист, если за ним не числится ни однс.го достоинства, кроме уме ния подшивать бумаги, если его единствен ная добродетель — гладкий послужной спи сок да искусство зубами держ аться за свой пост,— не слишком ли это доступный, обна женный объект для писательского изобли чения? Тем более, что опасность Бастрюкова сведена к минимуму. Он обложен со всех сторон. Н ад ним — мудрый и справедливый генерал Ефимов, назначенный командующим Приморской группой; под ним — «хорошие комиссары» стрелковых полков и артилле рийского, не говоря уж е о благородном смельчаке Л еваш ове, режущем правду-м ат ку; с него не спускает насторож енно-напря женного взора корреспондент «Красной Звезды » умудренный Лопатин. Все они д о статочно зрелы, чтобы, подобно Ефимову, раскусить Бастрюкова, разглядеть его «ту манную и. вдобавок, трусливую душу». Эта характеристика настолько полна, что писа тель почти ничего к ней не прибавил, а по пытавшись углубить ее, ушел недалеко. В последних своих повестях и романах К. Симонов стремится выстоять перед со блазнами модернизации, не дать волю тому сам ом у крепкому уму, который на Руси исстари называют «задним». В «Южных по вестях» писа!ель демонстрирует наиболее прямые и очевидные проявления культа личности: полковник Бабуров — следствие культа, полковой комиссар Бастрюков — его порождение Н о самое явное не всегда равнозначно сам ом у опасному. Люди военного времени, д аж е наиболее осведомленные из них — Серпилин и особенно Иван Алексеевич (ро маны «Ж ивы е и мертвые», «Солдатами не рож даю тся»), редактор М атвей (рассказ «Ж ена приехала...») тогда не могли объять и понять всю сложность явления, многооб разие его ипостасей и последствий. Они зн а ли то, что видели: Серпилин — предвоенные лагеря и тюрьмы, Иван А лексеевич— С та лина в роли Верховного Главнокоманду ющего (Романы «Живые и мертвые», «Солда тами не рож даю тся» слишком значительны, чтобы их можно было всесторонне разо брать в обзорных зам етках, они требуют самостоятельного исследования. Кроме того, эпопея, начатая «Товарищами по оружию», еще не кончена, каж дый новый ее том, со храняя частично прежних героев, развивая прежние сюжетные линии, немало отличает ся авторскими воззрениями от предш еству ющего И было бы поспешным окончатель ное суждение о незавершенной работе. Речь пойдет об одном лишь проходном эпизоде из второй книги «Солдатами не рож даю т ся», представляющем интерес по ходу н а шего разговора) . Вернувшись после беседы со Сталиным (трудная сцена в кремлевском кабинете на писана К- Симоновым спокойно и вы рази тельно, с ценнейшей в таких случаях так тичной осторожностью к ф актам и восприя тиями тех дней), Серпилин удивпенно рас сказы вает своему давнему, надежнейшему другу И вану Алексеевичу о вопросе, за д а н ном ему Верховным. Он-то дум ал, В ерхов ный будет спраш ивать о завершившейся С талинградской битве, ее уроках, а Сталин поинтересовался, почему Серпилин явился к нему в старой форме. Однако Ивану Алек сеевичу, который нередко видит С талина, известны случаи похлеще: «.. Еще осенью, в самый накал событий (сталинградских — В. К .), ночью, вбеж ал, высунув язык, со сводкой, а у него в прием н о й— д аж е глаза протер — трое в эполетах сидят и один — с аксельбантами — из воен ного ателье на пробу! Потом оказалось, что на эполеты чересчур много серебра надо и еще какой-то там канители, а то висела над нами такая угроза!» Подобные курьезы и несуразности не могли не задевать людей, их наблюдавших, но не обязательно помогали им отличить висевшую угрозу от уж е осуществившейся. И писатель касаясь, казалось бы, чего-то второстепенного или забавно нелепого, не всегда выходит за пределы доступного сво им героям. Так получилось и с историей, бегло рассказанной Иваном Алексеевичем. Бросив походя об эполетах и аксельбантах, ни Иван Алексеевич, ни автор больше к ним не возвращ ались, причислив эпизод к р аз ряду более или менее безобидных чудачеств великого человека. Л иш ь когда вступает в действие собст венная память, осознаешь: за курьезом вы рисовывалось нечто донельзя серьезное. С ущ ествовала реальная возможность вве дения эполет и аксельбантов. И, окаж ись в избытке серебро, канитель, их бы ввели. Пошли бы статьи, и зазвучали речи, доказы вающие, что аксельбанты и эполеты укрепят
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2