Сибирские огни, 1965, №9
проявит наибольшую отвагу в бою. Тут дей ствует множество факторов и обстоятельств. Но, по крайней мере, капитан Рюмин вряд ли бы тогда скоропалительно вынес себе смертный приговор и поспешно привел его в исполнение. Прямой и твердый капитан Рюмин мог пойти на многое — лиш ь бы сохранить бое вую силу и боевую веру своих бойцов. Он мог им внушить, будто вышедший из окру ж ения генерал — совсем не генерал, будто он, Рюмин, сохраняет связь с ком андова нием и действует в соответствии с его при казами. К апитан только не мог объяснить ни себе, ни им, почему ж е так нелепо и бестолково все получается, так неоправдан но льется кровь. А в нем жило высокое со знание командирской ответственности, со знание, переходившее в отчаяние, в чувство собственной вины перед теми, чья жизнь была ему доверена и кто расставался с этой жизнью... Обычно, когда хотят одобрительно ото зваться о произведении вроде «Убиты под Москвой», критические рассуждения завер шают примерно так: несмотря на трагиче ский финал, гибель главных действующих лиц, повесть (фильм, спектакль) оставляет светлое ощущение... Но нег ли в этом примелькавшемся обо роте некоторой дани бодрому упрощенче ству и схематизму? М ож ет ли смерть героев (а воробьевские курсанты — герои в изначальном смысле слова, они одолели невольный страх первого боя и все-таки незадаром отдали свои ж из ни) вы зывать светлые чувства?.. Реакция, дум ается, сложнее, многоцветнее. Тут при сутствует н боль, и горечь, и гнев, и гор дость, и восхищение — чувства активные, действенные, точно нацеленные. В способ ноаи рож дать такие чувства — неисчерпаемая эмоциональная сила творе ний об Отечественной войне, самых мрач ных ее днях и ночах Потому-то здесь так важ на идейная определенность, способ ность, не отводя взор, смотреть в глаза правде, художническая строгость, стой кость перед беллетристическими соблазна ми. Когда эти условия или одно из них на руш ается. картина приобретает зыбкость, а иногда вовс* перекашивается, и эмоциональ ный заряд ослабевает. У А Злобина, опубликовавшего свой первый роман «Самый далекий берег», не отнимешь одного — он избрал фронтовую ситуацию, кою рую никто не сочтет легкой или хотя бы «средней». К ак и герои его, писатель стремится честно идти до конца, не закры вать глаза, когда сверш ается нечто тяжкое, горестнее. Боева? задача, поставленная перед ба тальонами Шмелева и Клюева, именуется «вспомогательным ударом». Под покровом ночи батальонам предстоит преодолеть по льду Елань-озеро, занять несколько насе ленных пунктоь, перерезать шоссейную, а потом ж елезную дорогу. Основная часть задачи — выход на берег озера — реш ается (: \ 162 biV'f; - I I I четырехсотметровым рывком. От этого рыв ка зависит исход наступательной операции всей армии. Писатель вознамерился вести разговор всерьез, быть строгим и самостоятельным. Но где удерж ался на заданной высоте. А сто-тг утратить собранность, художническую взыскательность, тебя понесет по волнам литературщины , и один бог ведает, куда вынесет. Вдруг возникает потребность по разить читателя чем-нибудь невероятно кра сивым или кинематографически завл ека тельным. И появляется, например, сцена на колокольне, где «Христос с отбитой рукой уставился неподвижным черным глазом на немца», немец ж е в уж асе взывает к богу, пятится по карнизу, а потом, перевернув шись несколько раз в воздухе и потеряв на лету каску, летит на землю. Н егож е писать один роман, сидя сразу на двух стульях А то недолог час, и в кни ге о войне появятся внутренние монологи в духе «Песни песней», осовремененные раз говорными оборотами: «Услышь, как стучит и тоскует сердце мое. Хочешь л я 1 у с тобой на землю сырую, на холодный лед, согрею тебя своим одино ким телом, лишь бы рядом с тобой, потому что щеки мои пожелтели, грудь моя высох ла, и сердце открыто для слез, и тело мое одинокое ждет не дож дется тебя. Как мне тяж ело, сказать не могу. Вот вчера я упала прямо у станка... Сегодня у меня отгул, за нялась стиркой, а сердце плачет и поет, в завтра то же, пока ты не услышишь меня, не придешь ко мне, не укроешь меня своим телом» М ожно проявить снисходительность, м ож но рассуж дать так: что ж страшного, коль писатель в одном месте «подпустил клюкву», а в другом — безвкусицу, в главном-то он правдив.. «Клюква» и безвкусица подрывают до верие к главному; переключается какой-то регистр в читательском сознании, часть его уж е невольно следит за кинематографиче- ски-трюковой стороной, фиксирует открове ния в духе «сердце плачет и поет». И еще один довод против снисходитель ности: слишком многие хорошо еще помнят войну, слишком дорога им эта память, что бы добродушно принять завлекательны е фантазии ни военную тему. Сосредоточенность, строгость в отборе изобразительных средств, способность само стоятельно трактовать явления и людей — все это не просто ж елательно, а необходимо при решении военной темы, по самой суро вой своей природе непримиримой к эфф ект ным и легким поворотам, не признающей апробированных вариантов, враждебной стилистической чересполосицы. Но из таких требований ровсе не следует узаконение к а кой-то одной манеры, предпочтение одним объектам , монополизация какого-то одного ж ан р а, навязы ьание одной интонации. Во енная тема предоставляет нисколько не меньший простор, чем всякая иная. Здесь применимы самые разнообразные манеры .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2