Сибирские огни, 1965, №9

оркестре тема нашествия. Уж ас и протест во всей позе Девушки. Она бежит вперед, к авансцене, и протягивает обе руки к зрите­ лям, как бы говоря: «Будьте бдительны, люди! Не допускайте войны! Берегите Мир!..» Произведение Шостаковича стало еще ближ е, еще дорож е слуш ателям. А балет еще раз доказал, что ему по плечу сложные философские темы. Серьезная музыка боль­ ших мыслей и чувств выраж ается класси­ ческим танцем — действенным, драм атиче­ ски насыщенным. Характерен для проявления индивиду­ альных особенностей исполнителей балет «Барышня и Хулиган», созданный по моти­ вам киносценария Маяковского. Н есложная и скупая схема киносценария, написанного в 1918 году, воспринятая через призму всей последующей лирики Маяковского, ожила в поэтическом образе спектакля. Короткая история взаимоотношений молоденькой учи­ тельницы и хулигана вылилась в волную­ щую песнь любви. Этому немало способст­ вовал очень органичный подбор музыки из ранних произведений Д . Шостаковича. Оркестр под темпераментным руководст­ вом талантливого дириж ера И. Чудновско- го доносит и высокие этические начала му­ зыки Шостаковича, и ее трагический пафос, и светлую нежную лирику. Постановщики — балетмейстер К- Б о яр ­ ский, художник В. Д орер — ярко сумели передать эпоху и настроение спектакля. ...Д вадцаты е годы. Трудное, беспокой­ ное время рождения Нового мира, рож де­ ния Нового человека... Беспокойство ощ у­ щ ается сразу, с поднятием занавеса: оно и в сломанных линиях вывернутых квадратов красно-белого портала, обрамляющего сце­ ну, и в тревожно мятущейся световой иар- титуре спектакля. Поэтичная хореографическая новелла идет на едином дыхании и захваты вает правдивостью и страстностью выражения., Танцевальные характеристики героев очень колоритны М ягкая пластичность, кан- тиленность танца Барышни-Зиминой под­ черкивает ее нежный и трепетный образ. Характерная, чуть ленивая походка, неожи­ данно ловкие повороты, широкие прыжки, свобода и грубоватая смелость в движ ениях Хулигана раскрывают душу решительного парня, искреннего и честного человека. Постановщик и исполнители счастливо избеж али сентиментальности. Лю бовь — са ­ мое прекрасное и самое могущественное чувство на земле, торж ествует в этом спек­ такле. И, несмотря на драматический фи­ нал, спектакль оставляет чувство оптими­ стической удовлетворенности. К аж д ая новая партия, ставя перед б а­ лериной новую задачу, раскрывает ее тв о р ­ ческие возможности с разных сторон. А т а ­ ких партий в репертуаре Зиминой и Крупе- ниной почти по пятидесяти у каж дой. Богатейший опыт! В нем сф ормирова­ лись творческие индивидуальности танцов­ щиц. Конечно ж е, успех и признание дались не легко и не просто. Не сразу пришла сво­ б о д а— непременная спутница мастерства. Она, наряду с природной одаренностью,— плод труда огромного, систематического. ...Если вы войдете в Новосибирский театр оперы и балета со стороны правого крыла, где над дверью светится табло «Служебный вход», и подниметесь на третий этаж , то окаж етесь в репетиционных рабочих залах балетной труппы. Их два. Залы огромные, под стать сцене. В каж дом , вдоль трех стен,— балетные станки, четвертую занимает большое, высокое зеркало. Вот здесь и по­ стигается Прекрасное — работой буквально в поте лица. С тех пор, как Татьяна Зимина и Л идия Крупенина — ученицы московского хорео­ графического училища, впервые встали к балетному станку, каж дое утро начинается у них одинаково — с обязательного трена­ ж а для разогрева мышц тела, рук, ног, для подготовки их к дневной репетиции и ве­ чернему спектаклю. Профессия балерины очень требователь­ на. Она не прощ ает лени, самоуспоко­ енности, д аж е самых маленьких поблаж ек. Она воспитывает физически и мо­ рально. Народны е артистки республики Крупе­ нина и Зимина — разные люди, но есть в их характерах общие, я бы сказала, профес­ сиональные черты: воля, настойчивость, твердость, решительность. Такой характер, сформированный в творчестве,— залог но­ вых свершений, дерзаний, побед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2