Сибирские огни, 1965, №9
торый он назвал «Л енинградская поэма». Этот балет с неизменным успехом идет се годня на сцене Новосибирского театра. Т атьяна Зимина, танцуя партию Д евуш ки, передает свое сегодняшнее отношение к это му обобщенному образу советской девушки военного времени. А в партии Юноши — Никита Долгушин, зареком ендовавш ий себя танцовщиком лирического плана, успешно постигает героику образа, волевое, м уж ест венное начало, что, несомненно, обогащ ает его творческую палитру. ...Вместе со светлой, радостной темой оркестра, на сцене возникает солнечная к ар тина мира. Стройные юноши и девушки в светлых летних платьях гуляю т по невской набережной. Танец их легок и прозрачен, как безоблачное июньское небо. Они на слаж даю тся жизнью . Они уверены в своей молодости, силе, в своем счастье. Это на строение утверж даю т в своем танце Юноша и Д евуш ка, остальны е пары как бы вто рят им... ...Вот они идут рядом, счастливые и не много утомленные, беспечные молодые па ры. И дут и идут по родному городу. Все так ж е легко и так ж е беспечно, ничего не подозревая, ни о чем не ведая, а мы уж е ощ ущ аем подкрады вающ ую ся тревогу. В ор кестре, где-то в начале, далеко-далеко, т а инственно ш урш а, вступает дробь барабана. В озникает тема врага. Она все явственнее, все реальнее, все ближ е марш нашествия варваров. И вот, как вспугнутые птицы, одна за другой встрепенулись юные пары. Испуганно вскрикнули и зам ерли растерян но девушки, а юноши, оставив их, кинулись в ту сторону, откуда грозит опасность. Муж ественные, посуровевшие, решитель ные, уходят юноши сраж аться с врагом. Простившись, печально поникли д е вушки... Е два успевают они отступить, как на потемневшем фоне мрачного небосвода р а з ливается серое облако, очень напоминаю щее костлявую , ж адную руку, посягающую на чуж ое добро, и появляю тся черные в ар вары. В оркестре все ярче и ярче в разных вариациях звучит тема марш а-наш ествия... Балетм ейстер Вельский очень точно уло вил характер безж изненно-жуткого автом а тизм а марш а. В арвары идут, как тупые, твердолобы е истуканы, беспрекословные ис полнители чуж ой воли. Их много. Они з а полняют сцену в танце-марш е, где руки поч ти не участвую т в движ ениях, как бы при клеенные к бедрам, и только ноги резко выбрасы ваю тся вперед... ...Все громче и страшнее звучит в орке стре тема нашествия, и на сцене распоясав шиеся враги продолж аю т свой танец р азру шения, чудовищных злодеяний, насилия. В зрыв, крик отчаяния — появляется Д е вушка. В арвары продолж аю т свой разнуз данный танец разруш ения вокруг Девуш ки. Они не прикасаю тся к ней, но ощущение насилия над человеком не оставляет нас. Д евуш ка-Зим ина как бы отталкивает их от себя. Уж ас и презрение в ее вскинутых ру ках. Она то засты вает, как натян утая стру на, то, брош енная на землю, извивается всем телом, как бы вы рываясь из цепких объятий насильников, и... как подстреленная птица повисает в изнеможении на виселице. Но вот в оркестре прорывается новая тема. Юноши, высокими прыж ками взлетая над врагами, вступают с ними в борьбу! Их только восемь, но каж ды й из них — во площение муж ества, самоотверж енности и решительности... Один за другим гибнут они, побеж дая врагов. Последний Юноша — герой начального мирного эпизода, всту пает в единоборство с группой варваров. Он идет на них с бесстрашно открытой грудью, останавли вая ураганный огонь на ступления. Враги отступают, но и Юноша падает. А по полю сраж ения, подняв скрю ченные руки, злорадствуя и торж ествуя, скачет один из варваров. Но... собрав по следние силы, снова встает Юноша. Гордой птицей взлетает он, и враг не выдерживает. Словно орел нал вороном медленно витает Юноша, уничтож ая его силой своей нена висти. З а этим эпизодом следует в оркестре реквием — горе и гнев звучат в музыке. И снова на сцене Д евуш ка (Т. Зим ина). Она к ак бы вспоминает и вновь переживает все случившееся. Вместе с ее воспоминания ми ож ивает барельеф плакальщиц. Скорбит и стонет в воспоминаниях фагот в оркестре, ему вторит в своем танце-монологе Д е вушка. П ам ять воскрешает дни безоблачного счастья. На сцене появляю тся девушки из первого эпизода мирной жизни. И танец их повторяет движ ения счастливой поры. Нет! Слишком тяж елы е воспоминания, и Д евуш ка просит их уйти. Светлые виде ния отравлены ощущением жуткой дейст вительности. Снова, как м рачная тень, в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2