Сибирские огни, 1965, №9

торый он назвал «Л енинградская поэма». Этот балет с неизменным успехом идет се­ годня на сцене Новосибирского театра. Т атьяна Зимина, танцуя партию Д евуш ки, передает свое сегодняшнее отношение к это­ му обобщенному образу советской девушки военного времени. А в партии Юноши — Никита Долгушин, зареком ендовавш ий себя танцовщиком лирического плана, успешно постигает героику образа, волевое, м уж ест­ венное начало, что, несомненно, обогащ ает его творческую палитру. ...Вместе со светлой, радостной темой оркестра, на сцене возникает солнечная к ар ­ тина мира. Стройные юноши и девушки в светлых летних платьях гуляю т по невской набережной. Танец их легок и прозрачен, как безоблачное июньское небо. Они на­ слаж даю тся жизнью . Они уверены в своей молодости, силе, в своем счастье. Это на­ строение утверж даю т в своем танце Юноша и Д евуш ка, остальны е пары как бы вто­ рят им... ...Вот они идут рядом, счастливые и не­ много утомленные, беспечные молодые па­ ры. И дут и идут по родному городу. Все так ж е легко и так ж е беспечно, ничего не подозревая, ни о чем не ведая, а мы уж е ощ ущ аем подкрады вающ ую ся тревогу. В ор­ кестре, где-то в начале, далеко-далеко, т а ­ инственно ш урш а, вступает дробь барабана. В озникает тема врага. Она все явственнее, все реальнее, все ближ е марш нашествия варваров. И вот, как вспугнутые птицы, одна за другой встрепенулись юные пары. Испуганно вскрикнули и зам ерли растерян­ но девушки, а юноши, оставив их, кинулись в ту сторону, откуда грозит опасность. Муж ественные, посуровевшие, решитель­ ные, уходят юноши сраж аться с врагом. Простившись, печально поникли д е ­ вушки... Е два успевают они отступить, как на потемневшем фоне мрачного небосвода р а з­ ливается серое облако, очень напоминаю ­ щее костлявую , ж адную руку, посягающую на чуж ое добро, и появляю тся черные в ар ­ вары. В оркестре все ярче и ярче в разных вариациях звучит тема марш а-наш ествия... Балетм ейстер Вельский очень точно уло­ вил характер безж изненно-жуткого автом а­ тизм а марш а. В арвары идут, как тупые, твердолобы е истуканы, беспрекословные ис­ полнители чуж ой воли. Их много. Они з а ­ полняют сцену в танце-марш е, где руки поч­ ти не участвую т в движ ениях, как бы при­ клеенные к бедрам, и только ноги резко выбрасы ваю тся вперед... ...Все громче и страшнее звучит в орке­ стре тема нашествия, и на сцене распоясав­ шиеся враги продолж аю т свой танец р азру­ шения, чудовищных злодеяний, насилия. В зрыв, крик отчаяния — появляется Д е ­ вушка. В арвары продолж аю т свой разнуз­ данный танец разруш ения вокруг Девуш ки. Они не прикасаю тся к ней, но ощущение насилия над человеком не оставляет нас. Д евуш ка-Зим ина как бы отталкивает их от себя. Уж ас и презрение в ее вскинутых ру­ ках. Она то засты вает, как натян утая стру­ на, то, брош енная на землю, извивается всем телом, как бы вы рываясь из цепких объятий насильников, и... как подстреленная птица повисает в изнеможении на виселице. Но вот в оркестре прорывается новая тема. Юноши, высокими прыж ками взлетая над врагами, вступают с ними в борьбу! Их только восемь, но каж ды й из них — во­ площение муж ества, самоотверж енности и решительности... Один за другим гибнут они, побеж дая врагов. Последний Юноша — герой начального мирного эпизода, всту­ пает в единоборство с группой варваров. Он идет на них с бесстрашно открытой грудью, останавли вая ураганный огонь на­ ступления. Враги отступают, но и Юноша падает. А по полю сраж ения, подняв скрю ­ ченные руки, злорадствуя и торж ествуя, скачет один из варваров. Но... собрав по­ следние силы, снова встает Юноша. Гордой птицей взлетает он, и враг не выдерживает. Словно орел нал вороном медленно витает Юноша, уничтож ая его силой своей нена­ висти. З а этим эпизодом следует в оркестре реквием — горе и гнев звучат в музыке. И снова на сцене Д евуш ка (Т. Зим ина). Она к ак бы вспоминает и вновь переживает все случившееся. Вместе с ее воспоминания­ ми ож ивает барельеф плакальщиц. Скорбит и стонет в воспоминаниях фагот в оркестре, ему вторит в своем танце-монологе Д е ­ вушка. П ам ять воскрешает дни безоблачного счастья. На сцене появляю тся девушки из первого эпизода мирной жизни. И танец их повторяет движ ения счастливой поры. Нет! Слишком тяж елы е воспоминания, и Д евуш ка просит их уйти. Светлые виде­ ния отравлены ощущением жуткой дейст­ вительности. Снова, как м рачная тень, в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2