Сибирские огни, 1965, №9

тута театрального искусства в Москве Ван Си-сян, балетмейстер театра Е. Мачерет, дириж ер А. Копылов, художник И. С ева­ стьянов, Активное участие в работе прини­ мал автор музыки Чж ан Сяо-ху. Премьере предшествовал кропотливый труд нашего балета по изучению китайского классического и народного танцев, его свое­ образной пластики. Н ужно было разучить приемы акробатики, овладеть искусством фехтования на различных видах оружия, постичь сложны е приемы китайской панто­ мимы. Словом — сделать так, чтобы свобод­ но и убедительно передать в балетном спек­ такле сюжет старинной китайской легенды. И то, что коллектив овладел совершенно новым искусством,— свидетельство огром­ ных потенциальных возможностей русской балетной школы. И действительно, как непохожа Сан Шен-му на Одетту, Марию, Ж изель и Ав­ рору — предшественниц героини «Драгоцен­ ного фонаря лотоса» в репертуаре Зими­ ной. Не похож а Сан Шен-му и на свою «ки­ тайскую» предшественницу Тао-Хоа. Вот когда стал особенно явным псевдокитайский характер прежней постановки — стилизации под национальный танец. У Зиминой в этой роли легкая семеня­ щ ая походка, своеобразный поворот корпу­ са, м ягкая плавность движений. Но харак­ тер Сан Шен-му роднит ее с героинями рус­ ского балета. Сан Шен-му так же, как и они, способна на нежную, самоотверж енную любовь и готова до конца бороться за свое счастье. Только борется Сан Шен-му как женщина-воин, владея мечом и пикой. И трудно с к а за |ь , где Сан Ш ен-му-Зимина убедительнее: в лирических дуэтах с Лю Ян-ченом или в сценах сраж ения с Эрлен Шеном, когда она ловко и смело отраж ает нападение целого войска небесных солдат и генералов. «Л егенда о любви» получила свое вто­ рое рождение на сиене Новосибирского те­ атра. Именно рождение, а не вторую, после Л енинградского театра имени Кирова, по­ становку. Молодой азербайдж анский ком­ позитор А. Меликов, балетмейстер Ю. Гри­ горович и художник С. Вирсаладзе создали в Новосибирске оригинальную редакцию ба­ лета. В этом спектакле знатоки балета уви­ дели стремительный рост балетмейстерского таланта Ю рия Григоровича. Его особен­ н ость— только в танце, не заним ая выра­ зительности у других искусств, передать глубину мысли и страстность чувств. Новая работа балетмейстера подтвердила предель­ ную музыкальность его хореографии, слит­ ность с музыкой, зримое воплощение ее симфонизма. Союз единомышленников — балетмейсте­ ра, композитора и художника скреплен в Новосибирске союзом с непосредственными создателями спектакля — балетной труппой. И в первую очередь среди исполнителей хо­ чется назвать Татьяну Зимину в роли Мех- менэ Бану. К ак и во всем спектакле нет ничего лиш ­ него, нет ничего «вообще», так и в танце Зиминой все выверено до малейших дета­ лей! Л огика чувств умного танца рождает многогранный, противоречивый образ Мех- менэ Бану — отталкивающей и прекрасной одновременно. Вот она — властная царица и лю бящ ая сестра — жертвует своей красо­ той, чтобы спасти Ширин. Вот Мехменэ, по­ трясенная красотой юноши Ферхада... И вот она ж е, негодующая и мстящ ая, ревнивая соперница сестры. К ак ая разная в этих эпизодах Зимина! Прекрасно владея богатствами танцеваль­ ной техники, балерина как бы забы вает о ней, создавая образ Мехменэ. Забываю т о технике танца и зрители, захваченные д р а ­ матизмом переживаний героини. В памяти старожилов Новосибирска со­ хранилось одно из первых исполнений Седь­ мой симфонии Дмитрия Шостаковича. Шел 1942-й год. В эти трудны е,суровы е дни вой­ ны с фашистами в небольшом новосибир­ ском клубе один из лучших оркестров мира под управлением Евгения Мравинского ис­ полнял симфонию всепобеждающего м уж е­ ства. С волнением слушали новосибирцы музыку, родившуюся как непосредственный отклик на первый тяж елый период войны, как протест против войны и фашистского нашествия. И вот, двадцать лет спустя,— снова сим­ фония Шостаковича. Она звучит под сво­ дами огромного, прекрасного здания театра оперы и балета. И не только звучит, а по­ лучает зримое пластическое выражение. Симфонию... танцуют. П ервая часть музыкального произведе­ ния вдохновила балетмейстера И горя Вель­ ского на создание одноактного балета, ко

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2