Сибирские огни, 1965, №9
тута театрального искусства в Москве Ван Си-сян, балетмейстер театра Е. Мачерет, дириж ер А. Копылов, художник И. С ева стьянов, Активное участие в работе прини мал автор музыки Чж ан Сяо-ху. Премьере предшествовал кропотливый труд нашего балета по изучению китайского классического и народного танцев, его свое образной пластики. Н ужно было разучить приемы акробатики, овладеть искусством фехтования на различных видах оружия, постичь сложны е приемы китайской панто мимы. Словом — сделать так, чтобы свобод но и убедительно передать в балетном спек такле сюжет старинной китайской легенды. И то, что коллектив овладел совершенно новым искусством,— свидетельство огром ных потенциальных возможностей русской балетной школы. И действительно, как непохожа Сан Шен-му на Одетту, Марию, Ж изель и Ав рору — предшественниц героини «Драгоцен ного фонаря лотоса» в репертуаре Зими ной. Не похож а Сан Шен-му и на свою «ки тайскую» предшественницу Тао-Хоа. Вот когда стал особенно явным псевдокитайский характер прежней постановки — стилизации под национальный танец. У Зиминой в этой роли легкая семеня щ ая походка, своеобразный поворот корпу са, м ягкая плавность движений. Но харак тер Сан Шен-му роднит ее с героинями рус ского балета. Сан Шен-му так же, как и они, способна на нежную, самоотверж енную любовь и готова до конца бороться за свое счастье. Только борется Сан Шен-му как женщина-воин, владея мечом и пикой. И трудно с к а за |ь , где Сан Ш ен-му-Зимина убедительнее: в лирических дуэтах с Лю Ян-ченом или в сценах сраж ения с Эрлен Шеном, когда она ловко и смело отраж ает нападение целого войска небесных солдат и генералов. «Л егенда о любви» получила свое вто рое рождение на сиене Новосибирского те атра. Именно рождение, а не вторую, после Л енинградского театра имени Кирова, по становку. Молодой азербайдж анский ком позитор А. Меликов, балетмейстер Ю. Гри горович и художник С. Вирсаладзе создали в Новосибирске оригинальную редакцию ба лета. В этом спектакле знатоки балета уви дели стремительный рост балетмейстерского таланта Ю рия Григоровича. Его особен н ость— только в танце, не заним ая выра зительности у других искусств, передать глубину мысли и страстность чувств. Новая работа балетмейстера подтвердила предель ную музыкальность его хореографии, слит ность с музыкой, зримое воплощение ее симфонизма. Союз единомышленников — балетмейсте ра, композитора и художника скреплен в Новосибирске союзом с непосредственными создателями спектакля — балетной труппой. И в первую очередь среди исполнителей хо чется назвать Татьяну Зимину в роли Мех- менэ Бану. К ак и во всем спектакле нет ничего лиш него, нет ничего «вообще», так и в танце Зиминой все выверено до малейших дета лей! Л огика чувств умного танца рождает многогранный, противоречивый образ Мех- менэ Бану — отталкивающей и прекрасной одновременно. Вот она — властная царица и лю бящ ая сестра — жертвует своей красо той, чтобы спасти Ширин. Вот Мехменэ, по трясенная красотой юноши Ферхада... И вот она ж е, негодующая и мстящ ая, ревнивая соперница сестры. К ак ая разная в этих эпизодах Зимина! Прекрасно владея богатствами танцеваль ной техники, балерина как бы забы вает о ней, создавая образ Мехменэ. Забываю т о технике танца и зрители, захваченные д р а матизмом переживаний героини. В памяти старожилов Новосибирска со хранилось одно из первых исполнений Седь мой симфонии Дмитрия Шостаковича. Шел 1942-й год. В эти трудны е,суровы е дни вой ны с фашистами в небольшом новосибир ском клубе один из лучших оркестров мира под управлением Евгения Мравинского ис полнял симфонию всепобеждающего м уж е ства. С волнением слушали новосибирцы музыку, родившуюся как непосредственный отклик на первый тяж елый период войны, как протест против войны и фашистского нашествия. И вот, двадцать лет спустя,— снова сим фония Шостаковича. Она звучит под сво дами огромного, прекрасного здания театра оперы и балета. И не только звучит, а по лучает зримое пластическое выражение. Симфонию... танцуют. П ервая часть музыкального произведе ния вдохновила балетмейстера И горя Вель ского на создание одноактного балета, ко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2