Сибирские огни, 1965, №9

зяйка, а просто женщина, глубоко полюбив­ ш ая и больно переживающ ая муки ревности. Волнующим драматизмом наполняет Т. З и ­ мина трио с Данилой и Катериной в послед­ нем акте. Сколько чувств в одной только последней ее позе — и прощание со счасть­ ем, и горечь поражения, и холод одино­ чества... Расцвет индивидуальностей Однако есть в репертуаре Зиминой и Крупениной партии, где индивидуальности их, раскры ваясь особенно полно и ярко, не спорят друг с другом. 30 апреля 1954 года состоялась премье­ ра балета «Дон Кихот». Зрители востор­ женно принимали жизнерадостный, бры зж у­ щий весельем спектакль. В центре успеха была Китри — Л идия Крупенина — веселая испанская девушка из народа, задорная и смелая, хитрая и настойчивая, гордая и лю ­ б ящ ая Образ оказался как нельзя более созвучным творческой индивидуальности ар­ тистки Сам характер Китри вместе с ж и з­ нерадостностью музыки подсказывал свобо­ ду и широту движений, легкость полетов, стремительность вращений. ...Площ адь Барселоны. П естрая празд­ ничная толпа горожан. Смуглая, черново­ лосая испанка в белом платье с пурпурной розой у пояса влетает на площ адь в высо­ ком прыжке, как бы на миг повиснув, рас­ пластавшись над толпой в воздухе; едва касаясь пола, снова и снова взлетает, д ав ая простор молодому темпераменту, перепол­ няющему ее восторженное горячее сердце. Китри здесь — словно частица щедрого юж ­ ного солнца, и, зар аж аясь ее настроением, вся площ адь начинает танцевать еще более весело и самозабвенно. Трудную, но увлекательную задачу по­ ставили перед собой молодые авторы — вы­ пускники московских вузов — композитор Л Л апутин и либреттист, он ж е балетмей­ стер-постановщик О. Дадиш килиани, решив создать балет по драм е Л ермонтова «Мас­ карад». Спектакль рож дался в тесном содруж е­ стве авторов и театра. Сама поэтическая, лирическая природа образа лермонровской Нины оказалась очень близкой музыкально-хореографиче­ ским средствам выраж ения. Роль Нины в репертуаре Лидии Крупениной явилась но­ вой ступенью в творчестве актрисы, свиде­ тельством разносторонне богатого мастер­ ства танцовщицы. Нина-Крупенина пораж ала зрителей т а ­ кой правдой чувств раскрывшейся перед ними души невинно страдающей женщины, что невольно закрады валось сомнение, точ­ но ли это та сам ая балерина, которая так недавно беспечно прыгала Танечкой в «Ай­ болите» или весело разы гры вала «жениха»' Гамаш а в роли Китри. Создать столь волнующий, трепетный и, вместе с тем, необычайно цельный романти­ ческий образ лермонтовской героини арти­ стка смогла благодаря безукоризненному совершенству техники танца, сообщающей необычную легкость и выразительность ее движ ениям, пластическому рисунку образа. Искренность и непосредственность, свойст­ венные дарованию Крупениной, помогли ей наполнить образ Нины проникновенной теп­ лотой, трогательной симпатией. Теплотой и человечностью наделяет Кру­ пенина и свою принцессу Ширин в «Леген­ де о любви» А. Меликова. В оригинальном рисунке танца, создан­ ном фантазией балетмейстера, ее привле­ кает развитие характера героини. Ширин — девочка, быстроногая козочка, шаловливая, беспечная, счастливо принимающая лю бовь окруж ающих, она меняется, сама познав любовь. Чуть удивленно и радостно прислуши- , вается Ширин-Крупенина к рождающ емуся в ней чувству к Ф ерхаду, и тогда кокетли­ вый, острый характер движений сменяется более плавным, ласковым, женственным... Своеобразно, совершенно по-новому ис­ полняет Т атьяна Зимина роль героини Сан Шен-му в балете «Драгоценный фонарь лотоса». «Драгоценный фонарь лотоса» мы уви­ дели во время своих гастролей в Китае осенью 1957 года. Сразу ж е родилась идея познакомить с этим замечательным творе­ нием •китайской хореографии и советского зрителя. Тогда же, в Китае, авторская брига­ да, составленная из пекинцев и новосибир­ цев, начала большую работу по созданию нового варианта балета, предназначенного для показа в Новосибирске. Постановку балета осуществляли балет- мейстер-педатог ' Пекинского хореографиче­ ского училища Л и Чен-лен, молодой балет­ м ей стер— студент Государственного инсти-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2