Сибирские огни, 1965, №9
зяйка, а просто женщина, глубоко полюбив ш ая и больно переживающ ая муки ревности. Волнующим драматизмом наполняет Т. З и мина трио с Данилой и Катериной в послед нем акте. Сколько чувств в одной только последней ее позе — и прощание со счасть ем, и горечь поражения, и холод одино чества... Расцвет индивидуальностей Однако есть в репертуаре Зиминой и Крупениной партии, где индивидуальности их, раскры ваясь особенно полно и ярко, не спорят друг с другом. 30 апреля 1954 года состоялась премье ра балета «Дон Кихот». Зрители востор женно принимали жизнерадостный, бры зж у щий весельем спектакль. В центре успеха была Китри — Л идия Крупенина — веселая испанская девушка из народа, задорная и смелая, хитрая и настойчивая, гордая и лю б ящ ая Образ оказался как нельзя более созвучным творческой индивидуальности ар тистки Сам характер Китри вместе с ж и з нерадостностью музыки подсказывал свобо ду и широту движений, легкость полетов, стремительность вращений. ...Площ адь Барселоны. П естрая празд ничная толпа горожан. Смуглая, черново лосая испанка в белом платье с пурпурной розой у пояса влетает на площ адь в высо ком прыжке, как бы на миг повиснув, рас пластавшись над толпой в воздухе; едва касаясь пола, снова и снова взлетает, д ав ая простор молодому темпераменту, перепол няющему ее восторженное горячее сердце. Китри здесь — словно частица щедрого юж ного солнца, и, зар аж аясь ее настроением, вся площ адь начинает танцевать еще более весело и самозабвенно. Трудную, но увлекательную задачу по ставили перед собой молодые авторы — вы пускники московских вузов — композитор Л Л апутин и либреттист, он ж е балетмей стер-постановщик О. Дадиш килиани, решив создать балет по драм е Л ермонтова «Мас карад». Спектакль рож дался в тесном содруж е стве авторов и театра. Сама поэтическая, лирическая природа образа лермонровской Нины оказалась очень близкой музыкально-хореографиче ским средствам выраж ения. Роль Нины в репертуаре Лидии Крупениной явилась но вой ступенью в творчестве актрисы, свиде тельством разносторонне богатого мастер ства танцовщицы. Нина-Крупенина пораж ала зрителей т а кой правдой чувств раскрывшейся перед ними души невинно страдающей женщины, что невольно закрады валось сомнение, точ но ли это та сам ая балерина, которая так недавно беспечно прыгала Танечкой в «Ай болите» или весело разы гры вала «жениха»' Гамаш а в роли Китри. Создать столь волнующий, трепетный и, вместе с тем, необычайно цельный романти ческий образ лермонтовской героини арти стка смогла благодаря безукоризненному совершенству техники танца, сообщающей необычную легкость и выразительность ее движ ениям, пластическому рисунку образа. Искренность и непосредственность, свойст венные дарованию Крупениной, помогли ей наполнить образ Нины проникновенной теп лотой, трогательной симпатией. Теплотой и человечностью наделяет Кру пенина и свою принцессу Ширин в «Леген де о любви» А. Меликова. В оригинальном рисунке танца, создан ном фантазией балетмейстера, ее привле кает развитие характера героини. Ширин — девочка, быстроногая козочка, шаловливая, беспечная, счастливо принимающая лю бовь окруж ающих, она меняется, сама познав любовь. Чуть удивленно и радостно прислуши- , вается Ширин-Крупенина к рождающ емуся в ней чувству к Ф ерхаду, и тогда кокетли вый, острый характер движений сменяется более плавным, ласковым, женственным... Своеобразно, совершенно по-новому ис полняет Т атьяна Зимина роль героини Сан Шен-му в балете «Драгоценный фонарь лотоса». «Драгоценный фонарь лотоса» мы уви дели во время своих гастролей в Китае осенью 1957 года. Сразу ж е родилась идея познакомить с этим замечательным творе нием •китайской хореографии и советского зрителя. Тогда же, в Китае, авторская брига да, составленная из пекинцев и новосибир цев, начала большую работу по созданию нового варианта балета, предназначенного для показа в Новосибирске. Постановку балета осуществляли балет- мейстер-педатог ' Пекинского хореографиче ского училища Л и Чен-лен, молодой балет м ей стер— студент Государственного инсти-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2