Сибирские огни, 1965, №9
ежой труппе М арии Рамбер. Там артистка в этой сцене натуралистически подчеркива ла патологические детали в сумасшествии Ж изели (растрепанные волосы, искаж енная мимика, неестественно аффектированные движ ения). Неприятно и... неэстетично. В исполнении. Зиминой нет и намека на соблазнгельные в данной ситуации лож н о драматические приемы. Артистка избегает преувеличенной вы разительности, оставаясь и в этой сцене сдерж анной и поэтичной. Не менее интересна в «Жизели» и Кру- пенина. Через весь спектакль проносит она драгоценное чувство любви героини к Аль берту. Такое искреннее и простодушное, это чувство приобретает трагические ноты в сце не сумасшествия. Ж изель стала виллисой. Хрупкое существо, в легком белом платье, с белым венком на голове, она, почти как бесплотное видение, то появляется, то исче зает перед Альбертом на кладбище. В дви ж ениях ее, мягких, элегичных,— тихая пе чаль и ласка. Но вот виллисы во главе с Миртой — повелительницей решают погубить Альберта, заставляя его беспрестанно танцевать. И Жи- зель-Крупенина, вступаясь за любимого, вдруг становится решительной и смелой. Она самоотверж енно закрывает собой Аль берта, умоляет Мирту сж алиться над ним, и снова танцует с ним. своей любовью, своей волей поддерж ивая силы юноши. Тихое удов летворение ощущаем мы во всей фигуре Жизели, застывшей возле леж ащ его н а'зем ле Альберта, но спасенного от кары вол шебниц. Всепрощающую любовь и ласку излу чает Жизель-Крупенина, расставаясь с юно шей. * * Ж «Каменный цветок» С. Прокофьева, рож денный балет мейсгером Ю. Григоровичем вместе с художником С. Вирсаладзе в Л е нинграде, явился значительным качествен ным итогом в развитии советского балетно го театра. Новаторство Ю. Григоровича не ото рвано от лучших традиций классической хореографии, оно только развивает эти тра диции. И главная из них'— это доверие к танцу в балетном спектакле, доверие к не истощимым богатствам его образной выра зительности. Только танцем, его средствами раскры ть сюжетные конфликты, характеры героев, их чувства и мысли — так опреде ляет свою задачу постановщик-балетмей стер. Замыслы балетмейстера, композитора и художника сливаются воедино в необычай но выразительном образе спектакля, соз данного по мотивам уральских сказов Б а ж ова. Именно по мотивам, ибо авторы и не претендуют на дословный перевод баж ов- ских сказов на язык хореографии, создавая необычайно интересное и совершенно сам о стоятельное художественное произведение. В Новосибирске авторы отредактировали первую постановку, обогатив спектакль ин тересными находками. Встреча новосибир ских артистов с Григоровичем раскрыла но вые стороны мастерства солистов и всей балетной труппы и, конечно, Зиминой и Крупениной, которые с увлечением стали работать над интереснейшим образом Хо зяйки Медной горы. П артия Хозяйки, сочетающая классиче ский танец с элементами акробатики, очень сложна по технике. Но нигде не превра щаясь в самоцель, техника служ ит здесь наиболее яркому выявлению образа ска зочной ящерицы — гордой и своенравной Хозяйки Медной горы. Лидия Крупенина танцует эту партию с привычной ей удивительной легкостью. М а ленькая хозяйка горных сокровищ — она сама их олицетворение. Увлекая Д анилу, она щедро раскрывает перед ним свои бо гатства. Таинственно многообразие природы в ее танце, то широкими пролетами зап о л няющем всю сцену, то мелькающем в быст рых и острых поворотах. Артистка проникновенно сочетает в об разе его сказочность и реальность. Она меньше хозяйка и больше ящерица — за га дочная и юркая, бы страя и изящная, спра ведливая и нежная. Она, смеясь, р асправ ляется со злодеем Северьяном, защ ищ ая Катерину, смело идет на соревнование с ней и, удивленная, отступает перед силой боль шой человеческой любви. Татьяна Зимина в этой ж е роли раскры вает разные стороны обличья своей герои ни. Вот она змеевидной ящерицей обви вается вокруг Д анилы , вот величественной и уверенной в себе хозяйкой ведет его в царство камней, и... вот, протянув к нему руки, зовет к себе уж е не ящерица, не Хо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2