Сибирские огни, 1965, №9

лишнего, что могло бы отвлечь зрителя от этой главной задачи. Зритель еще не видит Аврору в первом акте, но хлопотливая суе­ та придворных, торжественно-радостная об­ становка праздника во дворце, подарки фей и конфликт с К арабос — все имеет непосред­ ственное отношение к Авроре, пока еще крошечному младенцу в розовых дорогих пеленках и кружевах. Шаловливой девочкой легко выбегает в сад принцесса Аврора в день своего совер­ шеннолетия. Сияющая, резвится она, р а­ дуясь всему окружающему. Только пред­ ставление женихам заставляет ее сдержи­ вать этот по-детски непосредственный по­ рыв чувств. Аврора на секунду смущенно потупила глаза, и вот перед нами, в адаж ио с четырьмя женихами, начинает танцевать величественная красавица-принцесса. Но экспрессия танца увлекает Аврору. С не­ скрываемым удовольствием, легкая, воздуш ­ ная, перелетает она в руках женихов... И вновь, в конце адаж ио, как бы спохва­ тившись, принцесса в строгой позе аттитюда подает руку каж дому из кавалеров. Все четверо, почтительно держ а ее за руку, по очереди обходят вокруг принцессы, непо­ движно, с апломбом застывшей в скульп­ турно-прекрасной позе. В последующей вариации Авроры рас­ крывается мечтательность ее натуры, очаро­ вательная женственность и кокетливость. Нежность, лирические тона, пластичность рисунка преобладала у Авроры — Т. З и ­ миной. С присущей артистке легкостью, воздуш ­ ностью, непосредственностью танцевала свою Аврору Л . Крупенина. Аврора — утренняя заря олицетворялась в мягких розовых красках танца Зиминой. У Крупениной эта заря — майская, неудер­ жимо солнечная, темпераментная. Обе балерины легко справились с техни­ ческими трудностями партии, тем более, что балетмейстер и не стремился специально насыщать ее эффектами виртуозности. Про­ стые движения, несложные комбинации, эмоционально насыщенные, психологически оправданные, оказались ближе, родственнее музыке Чайковского. Дополняя друг друга Первые десять лет жизни в театре, дуб­ лируя друг друга почти во всех спектаклях, Зимина и Крупенина росли в своеобразном творческом соревновании. Это соревнова­ ние стимулировало постоянное совершенст­ вование, выявление индивидуальностей. А зрители, полюбившие молодых балерин, стремились посмотреть каж дый спектакль с участием и той, и другой. Пы таясь опреде­ лить лучшую исполнительницу, они неволь­ но попадали под обаяние обеих и уносили из театра богатые и многокрасочные образы и Эсмеральды, и Тао Хоа, и Ж изели, и Хо­ зяйки Медной горы... Балет Р. Глиэра «Красный цветок» явил­ ся первым советским балетом, связанным с современной революционной действительно­ стью. Его успех определила превосходная музыка, а главное, новая тема и реалисти­ ческое содержание. В наши дни этот балет, в новой редакции, с более острой политиче­ ской направленностью, получил поистине мощное звучание. Ярко и всесторонне раскрылось д ар ова­ ние Лидии Крупениной в партии Тао Хоа. Артистке удалось подчеркнуть становление характера девушки, превращение из робкой, забитой полурабыни в героиню, рискующую жизнью ради спасения советского капитана. Она гибнет, заслоняя собой от вражеской пули руководителя восставших. ...Вот Тао Хоа с почти механической точностью, но грациозно и изящно испол­ няет «Танец с веерами» в ресторане, где обязана развлекать американского босса и его гоминдановских лакеев. Рискуя вы звать гнев хозяина, танцовщица незаметно усколь­ зает после номера, возмущенная бесцере­ монностью босса. ...Вот она на пристани решительно бро­ сается к упавшему старику-кули, пытаясь защитить его от палки надсмотрщика. ...Красноречиво неподвижной остается танцовщица после встречи с советским к а­ питаном, после его друж еского рукопож а­ тия. Изумленные, широко раскрытые глаза ее устремлены на собственную ладонь. Д е ­ вушка начинает танцевать, не сводя глаз с этой ладони, бесконечно счастливая тем, что ей, как равной, пож ал руку советский человек. Полна глубокого драм атизм а сцена предсмертного рассказа Т ао Хоа в испол­ нении JI. Крупениной. Татьяна Зимина танцевала Тао Хоа с присущей ей технической законченностью и скульптурной выразительностью поз. Глу­ бокое впечатление оставляла сцена с отрав-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2