Сибирские огни, 1965, №9

в искусство. П уть трудный, неровный, но захваты вающ е интересный и радостный. В Новосибирске нас встретили привет­ ливо. В молодой балетной труппе почти не бы ло профессионально подготовленных ар ­ тистов. Выпускники хореографического учи­ л ищ а оказались ж еланным пополнением. Тане Зиминой, Л иде Крупениной и С ере­ ж е И ванову поручили ответственный клас­ сический номер «па-де-труа» из первого а к ­ та «Лебединого озера». Времени на подго­ товку всего десять дней. Не все ладилось. О ставали сь после репетиций, и сами еще и ещ е раз пробовали вариации, адаж ио... Так хотелось не уронить чести школы и понра­ виться сибирякам! Вечер 11 сентября 1947 года... Ох, как трудно было справиться с трепещущим сердцем , выходя впервые на эту огромную, ярко освещенную сцену!.. В антракте дебю тантов поздравляли р у ­ ководители театра, товарищи, обнимали, д а ­ рили цветы, конфеты... А потом в гостинице, где мы все тогда жили, состоялся подроб­ ный и придирчивый товарищ еский разбор буквально каж дого движ ения исполнителей. Успех первого выступления показал ин­ тересные возможности нашей «ведущей тройки». Теперь нужно было «входить» в репертуар. Внимательно и заботливо плани­ ровал эти «вводы» руководитель коллекти­ ва Михаил Федорович Моисеев. Уже немо­ л одой человек с добрыми смеющимися гла­ зами и неизменными четками в руках (он говорил, что четки помогают сочинять тан ­ цы) — таким запомнили мы нашего первого балетмейстера. Весь свой опыт и знания, острый ум и чуткое, большое сердце отдал он формированию балетной труппы в Н ово­ сибирском театре. Верным помощником бы ­ л а его ж ена — балетмейстер-педагог К л ав ­ д и я И вановна Сальникова. В этот период театр первым в стране поставил балегный спектакль для детей «Д октор Айболит». В спектакле Таня Зим и­ на выступила в роли Лисы. Конечно, это бы ла еще не очень самостоятельная работа. М олодая балерина невольно копировала первых прекрасных исполнительниц этой ро­ л и Э. Воронину и В. Ювачеву. О баятельный образ Танечки, непосред­ ственной и смышленной, шаловливой, наход­ чивой и отзывчивой девочки, создала вос­ питанница московского училища Ариадна Б елова. Требовательные юные зрители еди­ нодушно признавали ее Танечку «воей сверстницей. Вскоре эту роль исполнила и Лида Кру- пенина. Она играла очень легко и естествен­ но. Артистка, в те годы по возрасту не очень далеко уш едш ая от своей героини, танцевала «сама себя». ....М аленькая загорелая девочка выбегает на луж ай ку перед домом доктора Айболи­ та. Н а ней красная юбочка в крупный бе­ лый горошек, белая блузка и красны е бан­ ты в задорно торчащих косичках. У девоч­ ки л у к авая, хитрая мордашка. Она ищет, зовет кого-то и, не дож давш ись ответа, при­ нимается весело танцевать, играя со своей скакалкой... Л ида проделы вала довольно сложны е комбинации движ ений удивительно непри­ нужденно. Ее героиня привлекала прежде всего неистощимой активностью, деловой сосредоточенностью в трудные минуты, а в минуты радости — неудержимой веселостью. Такой она больше всего запомнилась на сцене в первые годы своей работы. Такими ж е были ее М альчишка в «Раймонде», Л а с ­ точка в «Айболите», М альчик в «Половец­ ких плясках»,-Абиссинка в «Корсаре», Ч ер­ нокожий в «Аиде»... Заразительная ж изне­ радостность переполняла ее танец. О днаж ды на репетиции «Аиды» м алень­ кую вариацию чернокожего мальчишки Л и ­ да протанцевала так задорно, этаким дер з­ ким, отчаянным чертенком, буквально на одном дыхании, что артисты оркестра не вы держ али и, прервав репетицию, в востор­ ге застучали смычками по пультам. Ей все легко давалось. И, увлекаясь самим про­ цессом воспроизведения сложных танц е­ вальных комбинаций, радуясь неистощимым возможностям своего легкого, подвижного тела, она еще не очень задумы валась над содерж анием музыкального образа, над пси­ хологической глубиной роли... Р аботать приходилось много. С ем над­ цать различных номеров исполнила Крупе- нина в первый год, и почти столько ж е — Зимина. Хорошо технически подготовленным в школе танцовщицам нужна была сцениче­ ская практика. Они участвовали и в м ассо­ вых сценах, и в танцах. Что ни месяц — но­ вый сольный номер или небольш ая партия. А к концу с е зо н а— сначала Т аня Зимина, а потом и Л ида Крупенина — уж е танц ева­ ли первую ведущую партию — Раймонды в одноименном балете Г лазунова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2