Сибирские огни, 1965, №9
— Что? — возмутился я.— Ты думаеш ь, старший инженер (так афганские рабо чие назы вали Н агаевского) не знает, что нужно делать? Он сам обо всем переговорит с файдомой, тебе в это вмешиваться не следует. Я не особенно рассчитывал, что Х алмамед послушается меня, но все ж е было вид но, что мои слова заставили его задум аться. Когда мы сели в машину, я сказал Гафуру и Павлону: — Ну вот, сегодня вам двоим придется работать за четверых. — Почему двоим? Н ас трое! Я обернулся к говорившему: это оказался Усман. Мне еще раньше приглянулся этот молодой афганец с бельмом на левом глазу. Не знаю точно почему, но догады ваюсь, что за ревностную службу, этот парень был назначен небольшим начальником (вроде нашего командира отделения). Это давало ему право не вы езж ать на общие ра боты, чем Усман и пользовался, для него это была единственная в жизни возможность немного побездельничать. Однако сегодня он решил изменить своему правилу. Часа через два, как только пошли первые машины из М азари-Ш ариф а, мы уви дели бегущего к нам М амадшо, а еше через час нас разы скал и Сатор. Сатор выглядел необычно сумрачным и удрученным, и, работая, все время о чем- то рассказы вал товарищ ам . — Наверное, о своих дорож ны х «приключениях»,— подумал я. Однако позднее выяснилось, что утром, когда Сатор искал в М азари-Ш арифе по путную машину, его увидел файдома. Д аж е не поинтересовавшись причинами опозда ния, он прежде всего, прямо на улице, «начистил солдату физиономию». Воспитание солдат таким методом — обычное в Афганистане дело. В первой груп пе работавших со мной солдат довольно часто, например, доставалось Ихболу, кото рого почему-то невзлюбил «мундир». Поэтому в эпизоде с Сатором моих солдат возму тил . не сам факт наказания, а его несправедливость. Я не раз удивлялся необы чайной терпимости афганцев, поэтому мне так запомнился последующий разговор с М амадшо. — А в Советском Союзе,— спросил он,— человек мож ет бить человека? — Нет, за это у нас можно попасть в тюрьму. — А если человек сделал плохо, тогда его можно бить? — подумав, уточнил свой вопрос рабочий. — Нет. С олдат помолчал и, как бы подводя итог своим мыслям, сказал: — Это очень плохо, когда один человек бьет другого... Трудный день заверш ился небольшим приятным эпизодом: когда мы подъезж али ко дворцу, я шутя спросил у нового рабочего: — Ну, как, Усман, понравилось тебе работать с нами? Может, совсем перейдешь в нашу бригаду? — Д а! — серьезно и коротко ответил солдат. ОНИ ВЕРЯТ В ПЕРЕМЕНЫ Н ЛУЧШЕМУ С М амадш о мы часто беседовали об очень серьезных вещ ах Другие ж е солдаты на первых порах интересовались главным образом такими вопросами: — В Советском Союзе лош ади есть?.. — А. верблюды?.. — А виноград?.. — Мусульмане?.. — А тюрьма?.. Одного из солдат заинтересовало, есть ли у нас самовары Оказалось, кстати, что сам овар и по-персидски — самовар. Буровой мастер Михаил Лыгин, услышав этот вопрос, повел аф ганцев в чайхану и показал им два пятиведерных тульских самовара, украшенных тиснениями многочисленных медалей. — Видите? Эти самовары изобрели русские, и сделаны они в нашем городе Туле. Только тогда солдаты окончательно усвоили, что и в Советском Союзе любят пить чай. М амадшо зад ав ал вопросы посложнее: о колхозах, о религии, о том, есть ли в Советском Союзе «плохие люди». — П равда, что в Советском Союзе работать обязательно? — спросил как-то М а мадшо. Я, как мог, объяснил рабочим нашу формулу: кто не работает — тот не ест. — Как ж е иначе? Когда все работают, тогда и народ живет богаче,— до б ави л и . — А у нас многие люди не работают,— грустно сказал М амадшо.— Поэтому и страна наша бедная. Многим негде работать: нет земли, нет заводов. Д ругие ж е — богаты е — сами не работаю т, а едят хорошо.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2