Сибирские огни, 1965, №9
С амуил Исакович утверж дает, что боль шинство учеников успешно справляется с трудностями программы. Те, кто не выдер живаю т нагрузки,— а таких единицы,— воз вращ аю тся в обычные школы. — К сожалению , из шестисот учеников у нас всего 64 девочки,— добавляет дирек тор. Он относит эту диспропорцию исклю чительно за счет тою , что многие родители отговариваю т своих дочерей от естественно научных профессий. М ежду тем как раз большинство деьочек обнаружило в школе выдающиеся способности Бы ло бы неточно говорить об этих юно ш ах и девушках только как об учениках. Они вовсе не отрешены от жизни и отнюдь не пребывают в чистом мире разум а. У них достаточно свободного времени и возм ож ностей интересно проводить это свободное время. Мы убедились в этом, проходя по школе. В спортзале шла азартная игра в волейбол. Рядом на нескольких столах сра ж ались в пинг-понг. С п о ртом— любым ви д о м — занимаю тся в различных секциях все ученики. В боковом крыле располож ен интернат. Мы зашли в одну из комнат, познакомились с двум я юношами из Улан-Удэ и Читы. Им здесь нравится Очень! Читинец рассказы вал, что вместе с ним в летнем лагере были и другие ребята из Забай кал ья, но провалились на экзаменах и вынуждены были вернуться домой. Конеч но, очень расстроились, но на будущий год собираются снова участвовать в конкурсе. „...тогда я повешусь!*4 — Я вспомнил еще одну историю,— го ворит Самуил Исакович, когда мы снова возвращ аем ся к карте Сибири.— Прошлой зимой в коттедж к одному из академиков кто-то постучал Ж ена ученого открыла дверь — незнакомый парнишка. Преж де чем она успела открыть рот, он выпалил: «Я убеждал из дома и назад не вернусь. Хочу учиться в физико-математической школе». Е два переступив порог, он повторил то же самое, но с категорическим добавлением: «Если меня не примут,— повешусь!» Хозяйка дома приготовила ужин на тро их. Ученый успокоил паренька, узнал м еж ду делом адрес его родителей, дал им теле грамму, чтобы не тревожились за беглеца. К сожалению , финал этой истории не очень радостный, хотя и не трагичный. У мальчи ка оказалось немало фантазии и воодуше вления, но недостаточно способностей. Он прилежно учится в своей старой школе. Было время, когда мальчишки, начитав шись о племенах могикан, ирокезов и ко- манчей, охваченные ж аж дой приключений, убегали из дому к индейцам. Новые време на — новые песни. Теперь, оказы вается, столь же романтично убегать в физико-м а тематическую школу Академгородка!.. Директор pat сказал нам еще один слу ч а й — иною порядка. Саша Дебелов, уче ник с Сахалина, участвовал в математиче ской олимпиаде и блестяще решил все задачи. Но, как выяснилось, он учился в шестом классе Его все-таки приняли. П ер вое время Саше было трудно Некоторых предметов он еще совсем не изучал. А по садили его в десятый класс! Но мальчик быстро и уверенно держ ит путь в универ ситет. В Арктику Мы уж е говорили, что ученые А кадем городка протянули руку молодежи, увле ченной естественными науками В го ж е время ученые требуют высочайшей предан ности науке и дисциплине труда и в своей строгости неумопимы Это вовсе не мешает самой непосредственной и тесной друж бе с воспитанниками и сочетается с большим до верием к ним. Без колебаний к 15— 16-лет ним ученикам относятся с полной мерой ответственности, их берут в научные экспе диции на равных началах. Прошедшим л е том трое ребят участвовали даж е в аркти ческой экспедиции Каковы же результаты концентрирован ного обучения в физико-математической школе, направленного на развитие сам о стоятельного научного мышления? Светлые головы у этих мальчишек и девчонок! Они вовсе не вундеркинды, но то. что они успе вают узнать ь успешно усвоить за короткие годы пребывания в академической школе, достойно восхищения. В университет а к а демгородка приходят молодые люди, кото рые могут заниматься сразу на втором кур се, потому что еще в стенах школы они без труда брали один научный барьер за дру гим. Некоторые из них ещ е’до университета успевают опубликовать первые свои иссле довательские труды. Ц еленаправленная система подготовки научных кадров, разработанная в Сибир ском отделении Академии наук, блестящ е оп равдала себя на практике. Ученым светлого городка у Обского мо ря не приходится более тревожиться о своей смене. Целина освоена, и все говорит за то, что эксперимент удался.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2