Сибирские огни, 1965, №9

С амуил Исакович утверж дает, что боль­ шинство учеников успешно справляется с трудностями программы. Те, кто не выдер­ живаю т нагрузки,— а таких единицы,— воз­ вращ аю тся в обычные школы. — К сожалению , из шестисот учеников у нас всего 64 девочки,— добавляет дирек­ тор. Он относит эту диспропорцию исклю ­ чительно за счет тою , что многие родители отговариваю т своих дочерей от естественно­ научных профессий. М ежду тем как раз большинство деьочек обнаружило в школе выдающиеся способности Бы ло бы неточно говорить об этих юно­ ш ах и девушках только как об учениках. Они вовсе не отрешены от жизни и отнюдь не пребывают в чистом мире разум а. У них достаточно свободного времени и возм ож ­ ностей интересно проводить это свободное время. Мы убедились в этом, проходя по школе. В спортзале шла азартная игра в волейбол. Рядом на нескольких столах сра­ ж ались в пинг-понг. С п о ртом— любым ви­ д о м — занимаю тся в различных секциях все ученики. В боковом крыле располож ен интернат. Мы зашли в одну из комнат, познакомились с двум я юношами из Улан-Удэ и Читы. Им здесь нравится Очень! Читинец рассказы вал, что вместе с ним в летнем лагере были и другие ребята из Забай кал ья, но провалились на экзаменах и вынуждены были вернуться домой. Конеч­ но, очень расстроились, но на будущий год собираются снова участвовать в конкурсе. „...тогда я повешусь!*4 — Я вспомнил еще одну историю,— го­ ворит Самуил Исакович, когда мы снова возвращ аем ся к карте Сибири.— Прошлой зимой в коттедж к одному из академиков кто-то постучал Ж ена ученого открыла дверь — незнакомый парнишка. Преж де чем она успела открыть рот, он выпалил: «Я убеждал из дома и назад не вернусь. Хочу учиться в физико-математической школе». Е два переступив порог, он повторил то же самое, но с категорическим добавлением: «Если меня не примут,— повешусь!» Хозяйка дома приготовила ужин на тро­ их. Ученый успокоил паренька, узнал м еж ­ ду делом адрес его родителей, дал им теле­ грамму, чтобы не тревожились за беглеца. К сожалению , финал этой истории не очень радостный, хотя и не трагичный. У мальчи­ ка оказалось немало фантазии и воодуше­ вления, но недостаточно способностей. Он прилежно учится в своей старой школе. Было время, когда мальчишки, начитав­ шись о племенах могикан, ирокезов и ко- манчей, охваченные ж аж дой приключений, убегали из дому к индейцам. Новые време­ на — новые песни. Теперь, оказы вается, столь же романтично убегать в физико-м а­ тематическую школу Академгородка!.. Директор pat сказал нам еще один слу­ ч а й — иною порядка. Саша Дебелов, уче­ ник с Сахалина, участвовал в математиче­ ской олимпиаде и блестяще решил все задачи. Но, как выяснилось, он учился в шестом классе Его все-таки приняли. П ер­ вое время Саше было трудно Некоторых предметов он еще совсем не изучал. А по­ садили его в десятый класс! Но мальчик быстро и уверенно держ ит путь в универ­ ситет. В Арктику Мы уж е говорили, что ученые А кадем ­ городка протянули руку молодежи, увле­ ченной естественными науками В го ж е время ученые требуют высочайшей предан­ ности науке и дисциплине труда и в своей строгости неумопимы Это вовсе не мешает самой непосредственной и тесной друж бе с воспитанниками и сочетается с большим до­ верием к ним. Без колебаний к 15— 16-лет­ ним ученикам относятся с полной мерой ответственности, их берут в научные экспе­ диции на равных началах. Прошедшим л е­ том трое ребят участвовали даж е в аркти­ ческой экспедиции Каковы же результаты концентрирован­ ного обучения в физико-математической школе, направленного на развитие сам о­ стоятельного научного мышления? Светлые головы у этих мальчишек и девчонок! Они вовсе не вундеркинды, но то. что они успе­ вают узнать ь успешно усвоить за короткие годы пребывания в академической школе, достойно восхищения. В университет а к а ­ демгородка приходят молодые люди, кото­ рые могут заниматься сразу на втором кур­ се, потому что еще в стенах школы они без труда брали один научный барьер за дру­ гим. Некоторые из них ещ е’до университета успевают опубликовать первые свои иссле­ довательские труды. Ц еленаправленная система подготовки научных кадров, разработанная в Сибир­ ском отделении Академии наук, блестящ е оп равдала себя на практике. Ученым светлого городка у Обского мо­ ря не приходится более тревожиться о своей смене. Целина освоена, и все говорит за то, что эксперимент удался.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2