Сибирские огни, 1965, №9
В противовес биологическому процессу развития живых существ, где и поныне су ществуют еще многочисленные «миссинг линк», в А кадемгородке сумели найти недо стающее звено Им стала физико-м атем ати ческая школа для особо одаренных уче ников Сотрудникам Академии пришла в голову мысль заполучить в школу юношей и деву шек, способных для научной работы. А ка демик Л аврентьев не ограничился обращ е нием в органы народного образования с просьбой об отборе талантливых учеников. Сибирские ученые пошли дальш е. Они про делали большую работу, оты скивая на всем пространстве м еж ду Уралом и Сахалином молодежь, наделенную незаурядными спо собностями в естественно-научных дисцип линах. Ценные поиски Мы кое-что узнали об этом от И вана Аф анасьевича М алетотова, заместителя се кретаря парткома Сибирского отделения, ответственного работу с комсомольцами, молодого сибиряка, прирожденного исто рика — Мы ведем общественно-политическую работу среди молодежи в тесной связи с общими задачам и, стоящими перед инсти тутам и,— рассказы вал он.— Особая форма, честь создания которой принадлежит ком сомолу А кадем городка,— совет молодых ученых, объединивший в различных секциях многих научных сотрудников. Члены совета взяли на себя заботу о поисках потенциаль ных кандидатов в ученики академической школы «Искатели сокровищ» не ж алею т сил и времени на эти поиски. Нам становится все ясно, когда Иван Афанасьевич рассказы вает, сколько труда кладут «искатели сокровищ» на ежегодную кампанию (она проводится уже три года), именуемую сибирской физико-математиче ской олимпиадой Сначала составляю тся задачи по м ате матике, физике и химии для старш еклассни ков общ еобразовательных школ. Решение их всеми желающими позволяет судить о способности школьников самостоятельно мыслить. Задачи рассылаю тся по всем ш ко лам , публикуются в молодежных газетах. Присланные решения изучаются. К а ж дый участник первого этапа олимпиады по лучает непременно индивидуальный ответ. Особо отмечаются те, кто найдут ориги нальные способы решения (в 1962 году бы ло две тысячи участников олимпиады , в 1964 — уж е пять ты сяч'). От шестидесяти до семидесяти молодых ученых направляю тся затем в различные области Сибири, где на несколько дней со бирают победителей первого этапа конкур са и предлагают им более сложны е задачи. Наконец члены совета молодых ученых во время летних каникул несколько недель занимаю тся в лагере, прямо в Академ город ке,- с лучшими из лучших школьников, ото бранными в областных олимпиадах. Перед учениками выступают с лекциями видные ученые. Устраиваются экскурсии в институ ты Академии. Пребывание в лагере зав ер ш ается строгим экзаменом. Выдерж авшие его (в последний раз таких было четыреста из семисот) зачисляю тся в физико-м атем а тическую школу. Не так, как везде Возле библиотеки в одном из длинных коридоров первого этаж а школы висит кар та Сибири. Н ад ней крупными буквами над пись: «Откуда мы приехали». Линии со всех концов Континента Буду щего сходятся в Академгородке. Т ак как на карте обозначены только крупные горо да, ученики нанесли на нее от руки уйму населенных пунктов. Мы начали было счи тать. — Б р о с ьте!— отговорил нас стоявший рядом у карты директор школы Самуил Исакович Л итерат.— Я тоже пробовал... Признаться, так и не знаю, из скольких различных мест собраны наши ученики. О д но могу сказать наверняка: у нас представ лены двадцать три национальности. — Н аш а ш кола,— продолж ал он,— от личается от всех других, в том числе и спе циальных, своей целенаправленностью . Ч то бы заблаговременно развить у наших вос питанников научный образ мышления, под готовить их к исследовательской работе, с лекциями перед ними регулярно выступают ведущие научные сотрудники Академии. С е минары и практические занятия проводятся в институтских лабораториях. Таким обр а зом, уж е в стенах школы ученые оказываю т прямое влияние на рост молодежи, а уче ники сначала получают общее представле ние, а затем и вплотную приобщаются к серьезной научной работе Они постепенно приобретают способность мыслить научны ми категориями и ясно знают, что их ж дет впереди Центральное место в обучении занимаю т математика, физика, химия и биология. П рограмм а разработана научными сотруд никами Сибирского отделения. Требования высокие. Директор показывает нам учебни ки. В девятом классе, например, учебный план по математике содержит следующие разделы : дифференциальное и интегральное исчисление, математический анализ, теория алгебраических уравнений, введение в м а тематическую логику и комбинаторику. В школе один восьмой класс, восемь де вятых, восемь десятых и четыре одиннадца тых. Основные предметы изучаются по группам — пятнадцать человек в каждой. В этом свой расчет: чтобы педагог мог за ниматься с каж дым учащимся. Другие предметы — русский и английский языки, история — преподаются в нормальных клас сах по тридцать человек.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2