Сибирские огни, 1965, №9

В противовес биологическому процессу развития живых существ, где и поныне су­ ществуют еще многочисленные «миссинг линк», в А кадемгородке сумели найти недо­ стающее звено Им стала физико-м атем ати­ ческая школа для особо одаренных уче­ ников Сотрудникам Академии пришла в голову мысль заполучить в школу юношей и деву­ шек, способных для научной работы. А ка­ демик Л аврентьев не ограничился обращ е­ нием в органы народного образования с просьбой об отборе талантливых учеников. Сибирские ученые пошли дальш е. Они про­ делали большую работу, оты скивая на всем пространстве м еж ду Уралом и Сахалином молодежь, наделенную незаурядными спо­ собностями в естественно-научных дисцип­ линах. Ценные поиски Мы кое-что узнали об этом от И вана Аф анасьевича М алетотова, заместителя се­ кретаря парткома Сибирского отделения, ответственного работу с комсомольцами, молодого сибиряка, прирожденного исто­ рика — Мы ведем общественно-политическую работу среди молодежи в тесной связи с общими задачам и, стоящими перед инсти­ тутам и,— рассказы вал он.— Особая форма, честь создания которой принадлежит ком­ сомолу А кадем городка,— совет молодых ученых, объединивший в различных секциях многих научных сотрудников. Члены совета взяли на себя заботу о поисках потенциаль­ ных кандидатов в ученики академической школы «Искатели сокровищ» не ж алею т сил и времени на эти поиски. Нам становится все ясно, когда Иван Афанасьевич рассказы вает, сколько труда кладут «искатели сокровищ» на ежегодную кампанию (она проводится уже три года), именуемую сибирской физико-математиче­ ской олимпиадой Сначала составляю тся задачи по м ате­ матике, физике и химии для старш еклассни­ ков общ еобразовательных школ. Решение их всеми желающими позволяет судить о способности школьников самостоятельно мыслить. Задачи рассылаю тся по всем ш ко­ лам , публикуются в молодежных газетах. Присланные решения изучаются. К а ж ­ дый участник первого этапа олимпиады по­ лучает непременно индивидуальный ответ. Особо отмечаются те, кто найдут ориги­ нальные способы решения (в 1962 году бы­ ло две тысячи участников олимпиады , в 1964 — уж е пять ты сяч'). От шестидесяти до семидесяти молодых ученых направляю тся затем в различные области Сибири, где на несколько дней со­ бирают победителей первого этапа конкур­ са и предлагают им более сложны е задачи. Наконец члены совета молодых ученых во время летних каникул несколько недель занимаю тся в лагере, прямо в Академ город­ ке,- с лучшими из лучших школьников, ото­ бранными в областных олимпиадах. Перед учениками выступают с лекциями видные ученые. Устраиваются экскурсии в институ­ ты Академии. Пребывание в лагере зав ер ­ ш ается строгим экзаменом. Выдерж авшие его (в последний раз таких было четыреста из семисот) зачисляю тся в физико-м атем а­ тическую школу. Не так, как везде Возле библиотеки в одном из длинных коридоров первого этаж а школы висит кар­ та Сибири. Н ад ней крупными буквами над­ пись: «Откуда мы приехали». Линии со всех концов Континента Буду­ щего сходятся в Академгородке. Т ак как на карте обозначены только крупные горо­ да, ученики нанесли на нее от руки уйму населенных пунктов. Мы начали было счи­ тать. — Б р о с ьте!— отговорил нас стоявший рядом у карты директор школы Самуил Исакович Л итерат.— Я тоже пробовал... Признаться, так и не знаю, из скольких различных мест собраны наши ученики. О д­ но могу сказать наверняка: у нас представ­ лены двадцать три национальности. — Н аш а ш кола,— продолж ал он,— от­ личается от всех других, в том числе и спе­ циальных, своей целенаправленностью . Ч то­ бы заблаговременно развить у наших вос­ питанников научный образ мышления, под­ готовить их к исследовательской работе, с лекциями перед ними регулярно выступают ведущие научные сотрудники Академии. С е­ минары и практические занятия проводятся в институтских лабораториях. Таким обр а­ зом, уж е в стенах школы ученые оказываю т прямое влияние на рост молодежи, а уче­ ники сначала получают общее представле­ ние, а затем и вплотную приобщаются к серьезной научной работе Они постепенно приобретают способность мыслить научны­ ми категориями и ясно знают, что их ж дет впереди Центральное место в обучении занимаю т математика, физика, химия и биология. П рограмм а разработана научными сотруд­ никами Сибирского отделения. Требования высокие. Директор показывает нам учебни­ ки. В девятом классе, например, учебный план по математике содержит следующие разделы : дифференциальное и интегральное исчисление, математический анализ, теория алгебраических уравнений, введение в м а­ тематическую логику и комбинаторику. В школе один восьмой класс, восемь де­ вятых, восемь десятых и четыре одиннадца­ тых. Основные предметы изучаются по группам — пятнадцать человек в каждой. В этом свой расчет: чтобы педагог мог за ­ ниматься с каж дым учащимся. Другие предметы — русский и английский языки, история — преподаются в нормальных клас­ сах по тридцать человек.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2