Сибирские огни, 1965, №9
„Без учеников нет ученого** Н а углу Университетской улицы и про спекта Науки стоит светлое здание с боль шими окнами - «альма матер» Альберта Галеева. Вестибюль этого здания ничего не скаж ет об особенностях учебного заведе ния, из которого выходят вы сококвалифи цированны е молодые люди. Как и во всех университетах, здесь есть черные доски с объявлениями ректора и деканов В стенной газете взяты на прицел едкими заметками комсомольцев студенты, враждующие с дисциплиной, что подтвер ж дает отсутствие в университетских сте нах голубых ангелов. Рем Солоухин, проректор и доктор тех нических наук, объясняет нам в своем ра бочем кабинете, почему ученые академ го родка возбудили ходатайство о создании нового университета в центре Сибири, едва обосновавшись в собственных инсти тутах. Огромные исследовательские работы, по рученные Сибирскому отделению Академии наук, невозможно было решить в короткий срок, если бь; не было уделено максимума внимания воспитанию молодых научных кадров. Естественные науки в наши дни разви ваются чрезвычайно быстро. И чем быст рее будут подготавливаться молодые спе циалисты, обладающие новейшими позна ниями в области физики, химии, биологии и других отраслей науки, тем быстрее и эф фективнее можно будет привлечь их к ре шению сложнейших проблем, стоящих перед академическими институтами. Научные сотрудники, работающие в ис следовательском центре Сибири, лучше, чем кто бы то ни было, могут судить, какую подготовку должны иметь молодые люди, на которых они рассчитывают. — «Без учеников нет ученого!» — этим девизом академика Л аврентьева, возглав ляющего Сибирское отделение, можно сум мировать все наши поиски,— говорит док тор Солоухин — Результатом и было созда ние наш ею университета в сентябре 1959 года. Тогда мы начали с приема двухсот студентов Сегодня их три тысячи Пятьсот из них занимаются на вечернем отделении. Н аш е главное здание расположено в са мом центре Академгородка. Это можно по нимать и символически,— добавил он с улыбкой В одной из лабораторий университета мы встречаем группу студентов первого курса. Перед каждым из них на столах — измерительные приборы. Они считывают их показания и заносят в свои тетради. — На первом курсе студентам доверя ю т простые приборы, не требующие специ альных познаний,— поясняет проректор,— Трудность заключается в лекциях. Их чи тают ведущие ученые, которые делят свое время между исследованиями и обучением. С еминарами и практическими занятиями в лабораториях университета такж е руково дят научные сотрудники Академии. 35 академиков и членов-корреспондентов Академии наук, 40 профессоров и докторов наук, 150 кандидатов наук и доцентов вы делили институты Сибирского отделения Академии для преподавательской работы в университете Лиш ь пять профессоров зан я ты исключительно учебно-педагогической деятельностью Факультеты приспосабливаются к запро сам научно-исследовательских институтов Академгородка. Их пять. Крупнейшие — ме- ханико математический и физический ф а культеты. Кроме того, есть так называемый естественно-научный факультет со специ альностями химия и биология, геолого-гео- физический и гуманитарный со специально стями экономика, история и филология. В первые три года обучения студенты всех специальностей получают основатель ную физико-математическую подготовку. Например, студентам экономической специ альности, которым позднее предстоит рабо тать в Институте экономики, никак не обой тись без глубоких познаний в области выс шей математики и электроники. Студенты, желающие специализироваться в области филологии, обязаны разбираться в матем а тической лингвистике, то есть хорошо знать математику и физику, если хотят изучать проблемы перевода иностранных языков с помощью электронных машин. На третьем курсе студентов постепенно приобщают к работе исследовательских ин ститутов, а на четвертом и пятом курсах они главным образом работают в институ тах, закрепленных за научными сотрудня- ками, которые передают им теоретические основы для самостоятельной исследователь ской деятельности. Они принимают непо средственное участие в работе своих науч ных руководителей, выступают с докладами, а тема их диплома является чаше всего од ним из разделов общей проблемы, над ко торой работает в данный момент коллектив ученых Это и позволяет им довольно быст ро. как было и с Альбертом Галеевым, за вершить кандидатское исследование. Такой метод обучения дает возможность в корот кий срок оправдать затраты государства на подготовку студентов. От обезьяны к человеку В истории эволюционного развития, в процессе превращения обезьяны в человека эта переходная форма известна под н азва нием «миссинг линк» и обозначает какой- либо промежуточный этап, выпавший из естественного хода развития организма. Та ким «миссинг линк» явился в Академгород ке разрыв между университетом, системати зировавшим подготовку научных кадров, и тысячами средних школ Сибири, програм ма обучения в которых не может быть при способлена к концентрированной подготовке учащихся в области математики и физики.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2