Сибирские огни, 1965, №9

„Без учеников нет ученого** Н а углу Университетской улицы и про­ спекта Науки стоит светлое здание с боль­ шими окнами - «альма матер» Альберта Галеева. Вестибюль этого здания ничего не скаж ет об особенностях учебного заведе­ ния, из которого выходят вы сококвалифи­ цированны е молодые люди. Как и во всех университетах, здесь есть черные доски с объявлениями ректора и деканов В стенной газете взяты на прицел едкими заметками комсомольцев студенты, враждующие с дисциплиной, что подтвер­ ж дает отсутствие в университетских сте­ нах голубых ангелов. Рем Солоухин, проректор и доктор тех­ нических наук, объясняет нам в своем ра­ бочем кабинете, почему ученые академ го­ родка возбудили ходатайство о создании нового университета в центре Сибири, едва обосновавшись в собственных инсти­ тутах. Огромные исследовательские работы, по­ рученные Сибирскому отделению Академии наук, невозможно было решить в короткий срок, если бь; не было уделено максимума внимания воспитанию молодых научных кадров. Естественные науки в наши дни разви­ ваются чрезвычайно быстро. И чем быст­ рее будут подготавливаться молодые спе­ циалисты, обладающие новейшими позна­ ниями в области физики, химии, биологии и других отраслей науки, тем быстрее и эф­ фективнее можно будет привлечь их к ре­ шению сложнейших проблем, стоящих перед академическими институтами. Научные сотрудники, работающие в ис­ следовательском центре Сибири, лучше, чем кто бы то ни было, могут судить, какую подготовку должны иметь молодые люди, на которых они рассчитывают. — «Без учеников нет ученого!» — этим девизом академика Л аврентьева, возглав­ ляющего Сибирское отделение, можно сум­ мировать все наши поиски,— говорит док­ тор Солоухин — Результатом и было созда­ ние наш ею университета в сентябре 1959 года. Тогда мы начали с приема двухсот студентов Сегодня их три тысячи Пятьсот из них занимаются на вечернем отделении. Н аш е главное здание расположено в са­ мом центре Академгородка. Это можно по­ нимать и символически,— добавил он с улыбкой В одной из лабораторий университета мы встречаем группу студентов первого курса. Перед каждым из них на столах — измерительные приборы. Они считывают их показания и заносят в свои тетради. — На первом курсе студентам доверя­ ю т простые приборы, не требующие специ­ альных познаний,— поясняет проректор,— Трудность заключается в лекциях. Их чи­ тают ведущие ученые, которые делят свое время между исследованиями и обучением. С еминарами и практическими занятиями в лабораториях университета такж е руково­ дят научные сотрудники Академии. 35 академиков и членов-корреспондентов Академии наук, 40 профессоров и докторов наук, 150 кандидатов наук и доцентов вы­ делили институты Сибирского отделения Академии для преподавательской работы в университете Лиш ь пять профессоров зан я­ ты исключительно учебно-педагогической деятельностью Факультеты приспосабливаются к запро­ сам научно-исследовательских институтов Академгородка. Их пять. Крупнейшие — ме- ханико математический и физический ф а ­ культеты. Кроме того, есть так называемый естественно-научный факультет со специ­ альностями химия и биология, геолого-гео- физический и гуманитарный со специально­ стями экономика, история и филология. В первые три года обучения студенты всех специальностей получают основатель­ ную физико-математическую подготовку. Например, студентам экономической специ­ альности, которым позднее предстоит рабо­ тать в Институте экономики, никак не обой­ тись без глубоких познаний в области выс­ шей математики и электроники. Студенты, желающие специализироваться в области филологии, обязаны разбираться в матем а­ тической лингвистике, то есть хорошо знать математику и физику, если хотят изучать проблемы перевода иностранных языков с помощью электронных машин. На третьем курсе студентов постепенно приобщают к работе исследовательских ин­ ститутов, а на четвертом и пятом курсах они главным образом работают в институ­ тах, закрепленных за научными сотрудня- ками, которые передают им теоретические основы для самостоятельной исследователь­ ской деятельности. Они принимают непо­ средственное участие в работе своих науч­ ных руководителей, выступают с докладами, а тема их диплома является чаше всего од ­ ним из разделов общей проблемы, над ко­ торой работает в данный момент коллектив ученых Это и позволяет им довольно быст­ ро. как было и с Альбертом Галеевым, за ­ вершить кандидатское исследование. Такой метод обучения дает возможность в корот­ кий срок оправдать затраты государства на подготовку студентов. От обезьяны к человеку В истории эволюционного развития, в процессе превращения обезьяны в человека эта переходная форма известна под н азва­ нием «миссинг линк» и обозначает какой- либо промежуточный этап, выпавший из естественного хода развития организма. Та­ ким «миссинг линк» явился в Академгород­ ке разрыв между университетом, системати­ зировавшим подготовку научных кадров, и тысячами средних школ Сибири, програм­ ма обучения в которых не может быть при­ способлена к концентрированной подготовке учащихся в области математики и физики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2