Сибирские огни, 1965, №9
— Ничего, пороги проскочим! — сказал Сашка. Интересно проследить за нитью разговора, подумал Кургашов. При ческа— испытания в атмосфере— прогноз погоды — пороги... Что дальше? Трак! — дерево распалось на две части. Сашка первым вскочил и отломал вершину. Пила еще вибрировала в руках Кургашова, пела тихонько и — все тише и тише, пока он не положил ее на землю. 4 . „СТАРАЙСЯ . . . " Сашка сидел на бревне, голый, в одних плавках, и вырубал гребь. Игорь крикнул: — Смотри, занозишь еще... это самое, на чем сидишь. — Не волнуйся! Думай о себе,— засмеялся Сашка. Топор был тяжелым, будто в наказание; он соскальзывал, когда Сашка принимался отесывать бревно поаккуратнее, и глубоко и безна дежно увязал, если Сашка начинал злиться. Но ничего не попишешь, гребь делается из сырого дерева, чтобы легко гнулась и была прочной,— так сказал Игорь, он уже плавал однажды на плоту. И вот Сашка сидит и тюкает... Надо было посмотреть, как Игорь вырубал ту, первую. Игрушка получилась. А эта — одни лохмотья... Воде, конечно, все равно. Вода — она что, конечно. А вот перед Игорем неудобно. И Оля смеяться станет. И еще старик... Ладно, будем стараться, думает Сашка. Его с детства поучала тетка, у которой он жил: — Старайся. Учись! Ну, чего ты сейчас? Нуль без палочки. Понят но? Букашка. А ты старайся, человеком станешь. Тетка всегда, сколько Сашка ее помнил, была старая, толстая, бес форменная. Ходила в каких-то балахонах. Смешно поджимала губы — скобкой вверх. В другие времена из тетки, наверное, правильная монаш ка вышла бы. Тетка аккуратно посещала все родительские собрания и злилась, если Сашку не хвалили. Сашка старался. Но в четвертом классе ему не повезло, он проболел целый месяц, а в школе поставили инсценировку «Кем быть?» — мальчишки по очереди читали: «Я б кондуктором по шел, пусть меня научат» и так далее; классный руководитель готовил это для родительского вечера. Зато Сашка выучил «Выдь на Волгу: чей стон раздается...» Читал он трагически, с пафосом. Было ему одинна дцать лет. Классный руководитель рассудил: «Не подходит тематика...» Через несколько лет Сашка выучил «Позвольте ж мне сказать Вам это слово...», однако опять не разрешили, ответили — чересчур драматич но читаете. Но всегда говорили, что у Сашки явно есть способности. На показательных уроках, когда сидела какая-нибудь комиссия из районо, вызывали Сашку; конечно, его предупреждали заранее. Правда, однажды, в десятом классе, пришла новенькая учитель ница— молодая, симпатичная и острая на язык — и, уже ставя в жур нал «пять» (Сашка блестяще оттарабанил ей статью Белинского о Крылове), вдруг спросила: «А какая басня лучше всех?» Сашка расте рялся и, боясь сказать невпорад, проговорил неуверенно: «Слон и Мось ка»... «Почему?» — спросила новенькая. Сашка совсем растерялся, а новенькая поставила ему «четверку». Ну, это Сашка быстро забыл. На всех вечерах он выступал с обли чительными стихами про империалистов и стиляг и имел успех.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2