Сибирские огни, 1965, №8
и ассоциации. В романе нет последователь ного изложения событий, но нет и хаоса, который царит нередко в произведениях модернистов. Чем дальше читается книга, тем прочнее встают на свое место все ее детали. Постепенно вырисовывается ясная реалистическая картина. В «потоке созна ния», который заполняет роман, ощущается принцип строгого отбора: здесь только то, что имеет прямое отношение к решению ге роя. Поэтому все детали так волнуют чи тателя. Композицию романа можно было бы сравнить с пирамидой, основание которой — прошлое, а вершина — сегодняшний день. Один лишь день из многих тысяч. Конечно, не все из них так густо насыщены воспо минаниями. Но если представить хоть не сколько таких дней-вершин... Страшно да же подумать, какое колоссальное значение имеет прошлое в жизни западных немцев. Но было бы заблуждением считать, что это значение определяется только растущим удельным весом фашизма и милитаризма в решающих областях общественной жизни ФРГ. Реакционные элементы, наоборот, пы таются предать забвению былое, дискреди тированное в глазах народа. Тем самым они стремятся скрыть свои корни. Однако в стране крепнут и прогрессивные силы, бо рющиеся против реакции под девизом «Это не должно повториться!» Роман Шал- люка — еще одно проявление этой борьбы. В. О д и н о к о е ТВ О Р Ч Е С К И Й П О Р Т Р Е Т Я КУ ТС КО ГО ПИСАТЕЛЯ Монография о Н. Е. Мординове, напи санная Н. Канаевым,1 вызывает живой ин терес читателя. Автор проделал большую работу: он тщательно собрал биографиче ские факты; добросовестно и бережно про анализировал все значительные произведе ния Н. Мординова; стремясь к максималь ной полноте обзора, привел список сочине ний писателя на якутском языке; указал переводы книг Н. Мординова на русский и другие языки, важнейшие его переводы с русского на родной язык и, наконец, дал библиографию критических работ. Все это создает достаточно полное представление о творческом облике якутского художника слова. В первой главе исследователь, определяя истоки творчества Н. Мординова, говорит о нем как о поэте. Но все-таки главный 1 Н. П. К а н а е в. Творчество Н» Е. М о р д и н о в а . Якутск, кн. изд., 1964, вклад в якутскую литературу составляет его проза. Н. Мординов — мастер рассказа. Н. Канаев детально рассматривает идейное содержание его ранних произведений и их художественную форму. Внимание критика к творческому методу, к специфике вопло щения жизненного содержания является, несомненно, сильной стороной очерка. К со жалению, иногда Н. Канаев сбивается на пересказ. Так случилось с рассказами «Мальчик натворил беду», «На рыбалке». Здесь, очевидно, известную роль сыграла как недостаточная глубина исследования, так и определенное «сопротивление мате риала». Ведь то были лишь первые шаги писателя. И говорить о вполне поэтически завершенных замыслах преждевременно. Между тем, критик пишет, что «рассказ «На рыбалке» дает основание говорить уже о зрелом мастерстве молодого писателя», что «герои представлены здесь как живые» и т. д. Вообще первая глава излишне кате горична в своих высоких оценках. Тем са мым автор в какой-то степени закрыл и для себя, и для читателя наглядную перспекти ву роста писателя. Есть, на наш взгляд, в этой главе и од на теоретическая неточность, связанная с анализом мастерства писателя. Так, критик утверждает: «Во всех рассмотренных нами рассказах Н. Мординова основными сред ствами типизации служат бытовые подроб ности». Однако из рассмотрения лучших произведений Н. Мординова той поры мы видим, что сам выбор темы и материала, общая социально-историческая концепция, классовая психология героев служат сред ствами типизации. Безусловно, бытовая сре да, бытовые подробности — важные элемен ты типического обобщения. Но у Н. Мор динова они отнюдь не являются решаю щими. В годы первых пятилеток якутский пи сатель расширяет жанровые границы своего творчества. В его художническом багаже появляются и драмы, и публицистические статьи. Однако он по-прежнему упорно ра ботает над рассказом. Н. Канаев обращает внимание на новые темы, которые властно подсказываются самой жизнью. Ушло на всегда темное прошлое якутского народа. Теперь на первый план выдвигается тема преобразования жизни на новых началах, тема дружбы народов. В центре произве дений писателя — советский человек, борец и созидатель. Автор отмечает художественные дости жения Н. Мординова на общем фоне раз вития якутской литературы 30-х годов. В этот период характерными недостатками многих произведений были схематизм обра зов, отсутствие индивидуализации героев, погрешности в поэтическом языке. Критик анализом повестей «На отдыхе», «Обида» и других доказывает несомненное художественное мастерство Н. Мординова- прозаика. Но выявив достоинства его пове стей и рассказов в общем потоке якутской прозы, автор, как нам кажется, слабо про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2