Сибирские огни, 1965, №8

и ассоциации. В романе нет последователь­ ного изложения событий, но нет и хаоса, который царит нередко в произведениях модернистов. Чем дальше читается книга, тем прочнее встают на свое место все ее детали. Постепенно вырисовывается ясная реалистическая картина. В «потоке созна­ ния», который заполняет роман, ощущается принцип строгого отбора: здесь только то, что имеет прямое отношение к решению ге­ роя. Поэтому все детали так волнуют чи­ тателя. Композицию романа можно было бы сравнить с пирамидой, основание которой — прошлое, а вершина — сегодняшний день. Один лишь день из многих тысяч. Конечно, не все из них так густо насыщены воспо­ минаниями. Но если представить хоть не­ сколько таких дней-вершин... Страшно да­ же подумать, какое колоссальное значение имеет прошлое в жизни западных немцев. Но было бы заблуждением считать, что это значение определяется только растущим удельным весом фашизма и милитаризма в решающих областях общественной жизни ФРГ. Реакционные элементы, наоборот, пы­ таются предать забвению былое, дискреди­ тированное в глазах народа. Тем самым они стремятся скрыть свои корни. Однако в стране крепнут и прогрессивные силы, бо­ рющиеся против реакции под девизом «Это не должно повториться!» Роман Шал- люка — еще одно проявление этой борьбы. В. О д и н о к о е ТВ О Р Ч Е С К И Й П О Р Т Р Е Т Я КУ ТС КО ГО ПИСАТЕЛЯ Монография о Н. Е. Мординове, напи­ санная Н. Канаевым,1 вызывает живой ин­ терес читателя. Автор проделал большую работу: он тщательно собрал биографиче­ ские факты; добросовестно и бережно про­ анализировал все значительные произведе­ ния Н. Мординова; стремясь к максималь­ ной полноте обзора, привел список сочине­ ний писателя на якутском языке; указал переводы книг Н. Мординова на русский и другие языки, важнейшие его переводы с русского на родной язык и, наконец, дал библиографию критических работ. Все это создает достаточно полное представление о творческом облике якутского художника слова. В первой главе исследователь, определяя истоки творчества Н. Мординова, говорит о нем как о поэте. Но все-таки главный 1 Н. П. К а н а е в. Творчество Н» Е. М о р ­ д и н о в а . Якутск, кн. изд., 1964, вклад в якутскую литературу составляет его проза. Н. Мординов — мастер рассказа. Н. Канаев детально рассматривает идейное содержание его ранних произведений и их художественную форму. Внимание критика к творческому методу, к специфике вопло­ щения жизненного содержания является, несомненно, сильной стороной очерка. К со­ жалению, иногда Н. Канаев сбивается на пересказ. Так случилось с рассказами «Мальчик натворил беду», «На рыбалке». Здесь, очевидно, известную роль сыграла как недостаточная глубина исследования, так и определенное «сопротивление мате­ риала». Ведь то были лишь первые шаги писателя. И говорить о вполне поэтически завершенных замыслах преждевременно. Между тем, критик пишет, что «рассказ «На рыбалке» дает основание говорить уже о зрелом мастерстве молодого писателя», что «герои представлены здесь как живые» и т. д. Вообще первая глава излишне кате­ горична в своих высоких оценках. Тем са­ мым автор в какой-то степени закрыл и для себя, и для читателя наглядную перспекти­ ву роста писателя. Есть, на наш взгляд, в этой главе и од­ на теоретическая неточность, связанная с анализом мастерства писателя. Так, критик утверждает: «Во всех рассмотренных нами рассказах Н. Мординова основными сред­ ствами типизации служат бытовые подроб­ ности». Однако из рассмотрения лучших произведений Н. Мординова той поры мы видим, что сам выбор темы и материала, общая социально-историческая концепция, классовая психология героев служат сред­ ствами типизации. Безусловно, бытовая сре­ да, бытовые подробности — важные элемен­ ты типического обобщения. Но у Н. Мор­ динова они отнюдь не являются решаю­ щими. В годы первых пятилеток якутский пи­ сатель расширяет жанровые границы своего творчества. В его художническом багаже появляются и драмы, и публицистические статьи. Однако он по-прежнему упорно ра­ ботает над рассказом. Н. Канаев обращает внимание на новые темы, которые властно подсказываются самой жизнью. Ушло на­ всегда темное прошлое якутского народа. Теперь на первый план выдвигается тема преобразования жизни на новых началах, тема дружбы народов. В центре произве­ дений писателя — советский человек, борец и созидатель. Автор отмечает художественные дости­ жения Н. Мординова на общем фоне раз­ вития якутской литературы 30-х годов. В этот период характерными недостатками многих произведений были схематизм обра­ зов, отсутствие индивидуализации героев, погрешности в поэтическом языке. Критик анализом повестей «На отдыхе», «Обида» и других доказывает несомненное художественное мастерство Н. Мординова- прозаика. Но выявив достоинства его пове­ стей и рассказов в общем потоке якутской прозы, автор, как нам кажется, слабо про

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2