Сибирские огни, 1965, №8
гимназии немногое изменилось. Учителя-на цисты, которые когда-то травили Нет-и-не- та, живут и здравствуют, продолжая от равлять сознание молодого поколения. Им не по душе и отпрыск учителя-бунтаря. К тому же молодой штудиенасессор на строен чересчур демократично. Он, напри мер, намерен пересмотреть фонды школьной библиотеки и приобрести для нее «Мани фест коммунистической партии». Он, не стес няясь, говорит ученикам о зверствах наци стского режима. Энгельберта начинают травить. Директор делает предупреждения, священник намекает на него в проповедях, предавая анафеме тех, кто изменяет «За паду и западнохристианскому мышлению», местный рифмоплет поносит его в своих виршах. Петля вокруг молодого учителя сжимается все туже. И в это время ему подворачивается возможность уйти на ра боту в промышленность. День, когда он должен принять окончательное решение,— время действия романа. Одна из самых злободневных проблем западногерманской жизни — проблема от ношения к нацистскому прошлому — стоит в центре романа Шаллюка. Борясь с иску шением уйти из школы, свернуть с пути, завещанного памятью отца, Энгельберт од новременно решает вопрос «забыть или не забыть». Родная мать уговаривает его оставить прошлое в покое, начать жить сно ва, но пепел отца «стучится в сердце Эн гельберта». На дне каждой минуты он видит его светлый образ. «Катакомбы па мяти», «камеры времени», «лабиринты вос поминаний»— такими понятиями наполнен роман. Не случайно его первоначальное на звание было «Трещина времени». Можно ли забыть прошлое? Оно все с большей силой рвется в сегодняшний день. Уверенной рукой рисует писатель образ крупного промышленника Пауля Верлена Зондермана, который в былые времена на живался на вооружении вермахта, а теперь изготовляет боевые снаряды для бундесве ра. Пауль Зондерман и ему подобные не орудовали у газовых камер, не разбивали своими руками головы младенцев, они управляли событиями из-за кулис, дергая за веревочки. В боннском рейхе правит капитал. В од ном ряду с дядей Паулем стоит и бывший однокашник Энгельберта Герберт Ладе- гаст. Когда-то он был честным, гуманным и даж е интересовался коммунизмом. Теперь же преуспевающий деятель влиятельной фирмы «Кондор», Герберт сотрудничает с бывшими нацистами, работает на новую войну. К числу «хозяев жизни» относится и Дитрих Барч, благодаря которому Эн гельберт рассчитывает получить место в промышленности. К этому же стану при мкнул бы и Энгельберт, есЛи бы он решил ся «забыть»... Но Энгельберт не просто сын доктора Рейнеке, погибшего в нацистском застенке. Он учитель и сын учителя. Этим и опреде ляется его решение. Идея высокого назначения учителя, по ставленная в центре романа, не нова для немецкой литературы. Когда Г. Манн или Ремарк гневно обличали продажных и ту пых учителей Германии, то они делали это потому, что понимали их высокую ответ ственность за судьбы молодого поколения. В новой немецкой литературе создается другой тип людей этой профессии. В их числе — и Вальдштейн из «Решения» А. Зе герс, и Польман из «Времени жить и вре мени умирать», и Леопольд Рейнеке Шал люка... Диллема, которую разрешает Энгель берт, возникала, вероятно, и перед его от цом. Но в воспоминаниях Энгельберта нет места для колеблющегося Нет-и-нета. Л ео польд Рейнеке не вступил в нацистскую партию, ни разу не поднял руки для гит леровского приветствия, хотя прекрасно по нимал всю опасность такого поведения. Учитель-бунтарь знал, что он одиночка и долго ему не продержаться. В чем же чер пал свою силу этот человек, что придавало ему уверенность в правоте своего дела? В романе есть такой эпизод. Когда но вый директор гимназии фашист Зондерман вызвал Рейнеке, чтобы сделать ему замеча ние за упоминание на уроке имени еврея Генриха Гейне, он положил на стол свои часы. Нет-и-нет вынул из кармана свои часы и также положил цх на стол. Они стояли. Механизм был исправен, но Нет-и- нет никогда не заводил его. Таково было одно из чудачеств этого человека. «Золо той гроб мертвого времени» не раз вспоми нается на страницах романа. Перед своим арестом Нет-и-нет оставил часы на письмен ном столе как завещание сыну. Золотые часы, которые не шли, олице творяют в романе абстрактную человече скую совесть, не поддающуюся влиянию времени. По этим часам выверял свою жизнь отец Энгельберта, такую же «линию» он завещал сыну. Такая вневременная трак товка добра и зла характерна для буржу азных художников вообще и для западно- германских в частности. Протестуя против фашизма и милита ризма, Нет-и-нет, его сын и другие герои прогрессивной западногерманской литерату ры несомненно шагают одной дорогой с честными людьми всего мира, но когда речь идет о положительной программе, их идеа лы становятся иллюзорными и непоследо вательными. Игнорируя факт существования ГДР, они, как правило, не видят путей своего народа в будущее, где война, фа шизм, эксплуатация были бы исключены. Они зовут лишь к нравственному самовос питанию, к верности «неизменному», к «че ловеколюбию». А под такими лозунгами, конечно, не решить насущных проблем не мецкого народа. Атомное вооружение бун десвера не остановить призывами к честно сти, упованиями на совесть. «Энгельберт Рейнеке» написан в форме глубоко лиричного внутреннего монолога, в котором теснятся многочисленные образы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2