Сибирские огни, 1965, №8
припасом беги, после запрягать. Д о того чудно — в ум не возьмешь! И верно, шибко неловко было идти: в тулупе не побежишь, он за спину через пле чо закинутый и с плеча падает, ты его ру кой обратно да обратно, другая рука — вилы тащит, а еще по тебе веревка бол тается, вроде на кобелишке каком худом». На первый взгляд, здесь нет ничего, что «агитировало бы» за колхоз. Но ведь вот что любопытно: весь монолог Степана, про никнутый недовольством (все не так, как бывало раньше),— вместе с тем комичен. Кажется, что сам Чаузов, поглядывая на себя со стороны, посмеивается над нелепо стью ситуации. Этим самым подчеркивает ся, насколько незначительно то, что мешает Чаузову,— оно идет от непривычки, от того, что еще не найдены удобные и разумные решения бытовых мелочей. Эти неурядицы становятся еще незначительнее оттого, что немного погодя Чаузов (и читатель вместе С ним) увидит, как много дает коллектив ная работа: «Как это получается: собирать ся всем ехать — коней разбирать на базу да запрягать — правда что маята, а уж по ехали да взялись работать — сроду каждый бы по отдельности того бы не сделал, как все вместе сделают!» Подстегнутая писателем мысль «сама» делает вывод: коллективизация стала бо лезненным процессом там, где прозорливые ленинские предначертания стали претворять в жизнь Корякины различных рангов... Не будет натяжкой сказать, что в пове сти С. Залыгина что ни эпизод — то драм а тическое переплетение человеческих судеб, единоборство взглядов, схватка мировоззре ний. И за всем этим встает облик Времени, сложного и трудного, «громада дел», в ки пении которых нужно было угадать, про зреть очертания Будущего. Как видим, сложнейшие переплетения обстоятельств, столкновения характеров помогают нам по чувствовать как нелегко в то время было разобраться в правоте или неправоте раз личных точек зрения. Необходимость скру пулезного анализа обстоятельств заставляет читателя с особой остротой воспринимать каждое слово автора, каждый оттенок по вествования— короче, заставляет думать, исследовать, сопоставлять свой жизненный опыт с тем, что изображено писателем. Э . Ш и н „ Б О Л Ь Ш Е У В И Д ИШ Ь— ИН Т Е Р Е С Н ЕЙ НАПИШ ЕТСЯ * Трудно удивить человека, имеющего за спиной тридцать лет неспокойной шоферской жизни. И все-таки Михаилу Кислицыну, одному из героев книги рассказов Влади мира Полторанина1, кажется «чудом» спо собность Кольки Снегирева «человеку в ду шу войти»... Прочитав его рассказ, Кисли цын восклицает: «Чудно! Будто на себя оглянулся и не узнаю. Может, от того, что с непривычной стороны посмотрел...» И это непосредственное восклицание во многом раскрывает поэтическую одаренность Коль ки Снегирева, который умеет замечать в примелькавшихся явлениях что-то новое, свежее и интересное. Мчится далеко впере ди машина, а ему она кажется кометой с пыльным хвостом... Под машину бегущей представляется ему дорога, где она, конеч но же, наматывается на колеса... В другой раз он неожиданно просит: «Катните луну с обрыва», как будто луну и впрямь можно катнуть по тропинке к его ногам... Яркая и щедрая натура этого паренька как-то преображает и видавшего виды шо фера. Общение с ним заставляет Кислицы на все чаще задумываться над окружаю щим, относиться ко всему серьезнее. Писа тельство своего юного друга он теперь то же воспринимает как настоящее и нужное людям дело: «И так мне захотелось удачи этому парнишке. Дорог бесконечных. Что бы как в загадке: если встали — небо до стали, а с них все сущее покатилось бы в его книжки...» Каким бывает человек в счастье или го ре, какой он в любви, как у него проявляет ся талант, насколько он надежен в товари ществе, в дружбе — вот вопросы, интересую щие В. Полторакина больше всего. Причем, решая эти морально-этические темы, он, как правило, ставит своих героев в самые обыденные, житейские ситуации. И эта откровенная камерность многих рассказов иногда ограничивает возможности автора, мешает ему раскрыть облик нашего совре менника во всей его полноте и социальной значимости. Персонажи таких рассказов, как «Ледя ной богатырь», «Самая короткая ночь», «На выставке», выписаны во многом убедитель но и правдиво, они не выглядят отвлечен ными фигурами. Они по-своему умны, на блюдательны. И все-таки читателя постоян но преследует мысль, что это не вся прав да о нашем современнике. Слишком узок круг их наблюдений и интересов. Им не хватает увлеченности делом, большим и на стоящим, им не хватает, наконец, увлечен ности жизнью, а потому и выглядят они в большинстве своем хилыми растениями, взращенными в недостаточно светлой ком нате. Чувствуя, очевидно, необходимость вы рваться из привычного круга жизненных си туаций, В. Полторакин в рассказе «Трина дцать подснежников» выводит своих героев на более широкий жизненный простор. Во всяком случае, в этом произведении ощу- ‘ В л а д и м и р П о л т о р а к и н . Тринад цать подснежников. Рассказы* Новосибирск, ЗапА-Сиб. кн* изд., 1964*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2