Сибирские огни, 1965, №8
Д а, Гилев был слепым орудием — не боль ше. Но разве провокаторская роль, пору ченная ему Корякиным, шла вразрез с его взглядами? Нисколько. Он — человек без принципов, готовый прислуживать кому угодно. Чаузов хорошо знает истинную цену Ги леву: «Тебе, Егорка, нигде худо не будет. Вот дело-то в чем. Я мужик земляной. Мне и светло, и тепло, правда что, шибко гля нется, но только на земле. А тебе — это все одно, где тепло-то. Хотя бы и на помойке, хотя бы и в чужой застрехе». В другой раз Чаузов, услышав от Гилева про тех, кто готов «огонька пустить и мужиков на это же поднять», гневно бросает ему: «Бить-то до смерти надо тебя, Егорка. От таких, как ты, вреда — как ни от кого боле!» Говоря это, Степан сам не подозревает, насколько он близок к истине: ведь Гилев пришел к нему с провокационной ложью об Ударцеве, якобы вызвавшем Степана на встречу с ним. С. Залыгин непримирим к гилевым. И то, что Гилев становится по существу помощ ником Корякина, заставляет по-новому взглянуть и на этого «городского началь ника». Образ Корякина — один из сложнейших в повести. Впрочем, и в жизни непросто разобраться в людях подобного рода. Д у мается, что в Корякине отразились многие противоречия того времени. Корякин субъективно честен. Он не толь ко партизанил, но. вернувшись в родные места, пошел «агитировать против бога, про тив кулаков, против попов», что было не легче и не безопаснее, чем участие в боях. И не только он сам агитировал, но и «бабу свою постриг под мужика, картуз на нее надел тоже мужичий, и пошли они вдвоем в таком виде агитировать...» Мельком заме тит С. Залыгин, что «на тракту стреляли в них сразу с двух обрезов, но они живые остались и своего не бросили». Такого штри ха достаточно, чтобы почувствовать силу внутренней убежденности Корякина, его ве ру в дело, за которое он, не щадя своей жизни, борется. Если, думает Степан, и Егорка Гилев, и Лександра Ударцев — «од но только звание мужики, а просто сказать: сволочи», то он же по-другому оценивает Корякина. «Хотя живет Корякин в городе уже долгое время со своей стриженой ба б о й— скрозь мужика он глядит по сю по ру... Про твою жизнь у тебя не спросит, он ее сам знает. И давно он задумал жизнь эту на другой лад повернуть, и нету слова того, чтобы Корякину стало поперек: он враз перешагнет». И вот мы видим Корякина на заседании тройки. К нему с полным основанием мог бы Чаузов обратить свой вопрос, адресован ный следователю: «Почему ты во мне, му жике, вражину ищешь, а коли не нашел, то на меня же в обиде?» Да, к сожалению, Корякин «нашел» вражину в честном и ум ном Чаузове, столь нужном для колхозного дела. Какова же логика Корякина? Обо всем он судит «вообще», «оптом» и тем самым помимо воли впадает в схола стику. На все у него есть свой ответ, про диктованный неверием в людей, болезнен ной подозрительностью, пренебрежением к категориям морального порядка. Его аргу менты против Чаузова ничего не стоят, но он убежден в их неопровержимости. «Если бы советская власть,— говорит он о Ч аузо ве,— его не остановила, он бы кулаком во каким стал!» — Но ведь остановила? — спрашивает следователь. — Всю жизнь за ним следить и останав ливать невозможно. Свою обвинительную по адресу Чаузова речь Корякин завершает таким доводом: «Я на пожаре не был, но ясно себе пред ставляю, кто за кем шел. Нынче Чаузов Степан шел пожар тушить, а завтра он пой дет колхоз рушить, и некоторые мужики его на этот случай берегут! Таких, как Ч ау зов, навсегда надо от масс изолировать, из бавиться от их влияния». Может быть, Корякин лично зол на Сте пана? Нет. Он вдруг тихо, мечтательно сказал: «Вот как весной капель падает — кап-кап! Кап-кап! И ничто-то ее не замутит, ни сориночки в ней нету! Будто слеза ре бячья. Вот такую мы нынче создаем идео логию!» Так во имя высокой цели, в которую Корякин искренне верит, он расправляется с человеком, участие которого должно бы ло помочь в достижении этой цели. Образ Корякина вырастает здесь до символа. Пи сатель осуждает не самого Корякина, точ нее, не его человеческую личность, а его взгляды, условия, их породившие, подобный образ мышления, хотя, разумеется, нельзя отделять взгляды от их носителей. Шолоховский Макар Нагульнов, напри мер, в чем-то близок Корякину. Оба они выросли в деревне — один на Дону, второй на Иртыше, оба они прошли бы путь, пред назначенный крестьянину, если бы не рево люция, открывшая перед ними просторы будущего, озарившая их жизнь высоким све том. И оба они нашли смысл и цель своей жизни в служении революции. Оба они пре даны великим идеям до последней капли крови. И оба они, стремясь утвердить эти идеи, не всегда выбирают верный путь, по рой, желая ускорить торжество правого де ла, приносят ему вред непродуманными действиями. М. Шолохов нигде не отступает от прав ды жизни, рисуя Нагульнова в самых раз личных обстоятельствах: и там, где он, воз мущенный издевками Банника над колхо зом, избивает его, грозя застрелить, и там, где Нагульнов до петухов засиживается над учебником английского языка, потому что «нацелен на мировую революцию». Нагульнов предстает перед нами и в эпи зодах, выявляющих его несгибаемую пре данность революции, и в ситуациях, кото рые позволяют М. Шолохову с суровой И беспощадной правдивостью показать такие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2