Сибирские огни, 1965, №8
A J im O L ОЮЗ?1\Ш Ю. М о с т к о в Ч Е Т Ы Р Е Д Н Я С Т ЕПАНА Ч А У З О В А Есть вехи в жизни страны, значитель ность которых приковывает к себе внимание все новых и новых поколений. В числе та ких вех — начало тридцатых годов; и сов сем не случайно к этому времени так часто обращаются писатели в наши дни. Воскре шая одну из самых величественных и дра матических страниц истории советского го сударства, писатели меньше всего помыш ляют об «уходе в прошлое». Как раз острым ощущением современности, .стремлением осветить переломные моменты в жизни на рода с высоты идейных и нравственных п о зиций наших дней продиктовано обращение литераторов к э т и теме. Только за последние год — два вышел целый ряд произведений, связанных с со бытиями конца двадцатых — начала тридца тых годов «Люди не ангелы» И. Стаднюка, «Хлеб — имя существительное» М. Алексе ева, «Липяги» С. Крутилина, «Голубая елань» И. Коробейникова — да разве мож но перечислить все те произведения, кото рые полностью или частично посвящены времени коллективизации! Есть, однако, одно произведение, о кото ром хочется поговорить особо. Эго повесть С. Залыгина «На Иртыше»'. Она на редкость объемна: в несколько десятков страниц писатель сумел вместить так много, что, читая их, чувствуешь себя 1 С. З а л ы г и н . Н а И ртыш е. Псшесть. М., «Сов. писатель», 1У65, путешественником, который снова и снова с головой уходит в особый мир, ограничен ный околицей деревни Крутые Луки и хро нологическими рамками. Впрочем, ограни ченный ли? Да, мы проводим четыре мар товских дня 1931 года (столько длится действие в повести) в прииртышской дерев не; но, совершая эю «путешествие во вре мени», мы ни на одну минуту не можем отвлечься от настоящего. Главным содержанием повести С. Залы гина является художественное исследование проблемы перехода единоличника ьа рель сы коллективизации. При этом писатель по шел непроторенным путем; уже самим вы бором центрального героя определено свое образие решения. В центре событий нахо дится сибирский крестьянин-середняк, имен но глазами Степана Чаузова мы видим события тех бурных лет. Писатель все время подбрасывает пищу и воображению, и мысли читателя. Вот, ка жется, мы уже поняли «самое главное» в характере героя — и вдруг следующий ж е эпизод проясняет в нем нечто новое — та кое, что нельзя было и подозревать. Степан Чаузов — один из тех людей, «на которых привыкли в Крутых Луках гля деть, которых слушать привыкли». И Сте пан Чаузов бережет это уважение односель чан, потому что «который мужичонка под лый и совершит подлость — от него не убудет, нечему убывать; трусливый испу гается— на то он и трусливый, а вот когда однажды в жизни испугался бы Степан Чаузов либо Нечай сболтнул бы глупую глупость — им это прошено не будет». От- того-то Степан и в драке «за грань» впере ди, и на пожаре — первый, с риском для жизни, спасает колхозное зерно. Однако, познакомившись с Чаузовым ближе, мы узнаем, что не только заботой об уважении односельчан объясняется его поведение. Оказывается, у него вполне опре деленные, четко выраженные взгляды на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2