Сибирские огни, 1965, №8
тех, что «умеют отшвырнуть все препятст вия», она создана была на погибель легко мысленному роду мужчин. Нашествие ко варных соблазнительниц, очевидно, объясня лось усилиями авторов избежать скуки, раз влечь. Но однообразие приема повело к схе матизму, колоритная фигура лукавой пре лестницы обратилась скоро в штамп. При шел час, и дали знать о себе иные тенден ции при разработке популярного типа, яви лись новые его модификации. Кокетка стала утонченной В’ ее душе поселились сомнения, а эксцентрические выходки озарились вспышками благородства. Рита Плонская у Сергея Залыгина («Тропы Алтая») таит не удовлетворенность собой, испытывает бес покойство, ищет опору в жизни. Это уже не упрощенная красотка-разлучница, коварное препятствие на пути положительного героя, а сбившееся с праведного курса, мятущееся существо. Если она и причиняет еще боль другим, то по неведению и от растерянно сти. У нее сильно развита тяга к добру, она ненавидит ложь и тотчас устремляется на луч света, лишь тот забрезжил. Следую щее звено эволюции — Тамара Чернова из «Запретной зоны» Анатолия Калинина. Д е вушка настолько хороша, что ей уже не за видуют подруги; но от своих прототипов Тамара решительно отличается внутренней силой и нравственной привлекательностью. Если обоатиться к предмету обзора,— в каждом почти произведении «уральских» прозаиков найдутся раскрасавицы-героини. Пожалуйста: когда «пришла из клуба Биби кур, Сенаторов прямо-таки опешил... Встал со стула, застеснялся... С первого взгляда захолонуло на душе от такой красоты». Не бывалое впечатление на удалого моряка, умеющего, как он сам выражается, «к лю бой девке ключик подобрать», произвела дочь бригадира монтажников Нургалиева. (Вячеслав Тычинин. «Инженер Уранов»), В повести Ивана Гребенюка «Небо над границей» (№ 2) две хорошеньких женщи ны: официантка Нина, «эта античная боги ня», и жена командира полка, недавняя студентка Взгляните на портрет второй. «Лиля сидела у пианино. Ее длинные кра сивые пальцы неподвижно лежали на кла вишах, а мечтательные глаза смотрели ку да-то вдаль. Было в этом взгляде что-то загадочное, непостижимо чарующее». А тут еще гастролирующая певица — столичное диво на фоне полярных пейзажей. Нелегкие искушения для молодого летчика, видного офицера полка Темокова. С одной стороны, «можно приударить за Ниной... конечно, если она не замужем». Приударил... «С тех пор, как Нина закатила капитану пощечину, он больше не заигрывал с ней». С другой стороны, незадачливая страсть к Лиле. Од нако быть соперником командира полка — дело рисковое. Вернуться к Нине? Грызет предательское сомнение: «возьму и женюсь. Где тут лучшую найдешь?» Сменила девуш ка гнев на милость, по, познав неверность возлюбленного, отравилась. Выжила. Затем исчезла бесследно. Пришла очередь капита ну страдать. Опять, будь оно неладно, зло» ключение — с артисючкой. Тут уж вмеша лась общественность — пропесочили аса на бюро комсомола. К финалу все устроилось: нарушители границы сбиты, Темокова приня ли в космонавты, нашлась и Нина. Иронический пересказ амурных тем не умаляет достоинств повести Гребенюка. Она тепло написана, легко читается. Противо борство новых веяний в воспитании армей ских кадров с методами поры «жесткой вла сти» делает острой проблематику. Характе ры Темокова и его друзей, быт авиационной части с ее насыщенностью первоклассной техникой, взаимоотношения военнослужа щих — все это изображено умелым пером. Слабость же лкэбовных интриг — хрониче ский недуг нашей прозы, о чем не раз со крушались многие критики. Сейчас речь о другом. Даже при несколько примитивном решении интимных коллизий Гребешок, как и прочие романисты «Урала», соединяет красоту с добронравием. И Нина, и Лиля у него пристойны, благотворно действуют на неуравновешенного поклонника. Даж е за езжая актриса, всей внешней статью упо добленная завзятой модерн-злодейке, при коротком знакомстве оказалась искренней, сердечной, по душевному складу близкой своим соперницам. Гордая, неприступная Бибикур Нургалиева из романа Тычинина не просто безгрешна, а преображает ухаже ров. Монтажник-богатырь по ее капризу за писался дружинником, и шпане Березовска пришлось туго. Мечта в русском творчестве часто ассо циировалась с милой, самоотверженной не вестой, женой, ладой. Тем нелепее в срав нении с народно-поэтическими образами выглядит злобствующее изящество как ан титеза страдающей дурнушке — воплоще нию попранной добродетели. «Неужели же мы столь безоружны и так слабы душой пе ред женской красотой... что должны эту красоту всячески унижать... придавать ей, подобно средневековым попам, какой-то не чистый, греховный смысл... Противопостав ление стерильно-чистенькой серости яркой, но «греховной» и «злой» красоте... происхо дит от бессилия постигнуть истинный смысл красоты». (Ольга Кожухова. «Не бросай слов на ветер...») Это замечание относится к предшествующему десятилетию. Времена меняются. Среди журнально-издательского потока публикаций встретится иногда повесть или роман, в котором все кажется обычным: мелькнут знакомые сюжетные положения, тип героя мнится традиционным для произ ведений, близких такому-то направлению в многообразии господствующего метода. Вме сте с тем видны отклонения от привычных норм, автору словно бы тесно в стандарт ных одеждах, он рвется из плена сложив шихся канонов либо опрокидывает их, лу каво рядясь под «классический» образец, как бы взрывает изнутри устоявшуюся фор му, вкладывая в нее необычное содержание. Подобное произведение, как правило, не пре.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2