Сибирские огни, 1965, №8
гражданственности, оплачивалось призна тельностью, сегодня может статься несо стоятельным прожектерством, неумным де лячеством. Интересным летописцем нравов, пытли вым наблюдателем взаимодействия общест венного и личного в обычаях современника показал себя Геннадий Красильников. Его «Хозяин» (№ 1—3) сразу был замечен ре цензентами, стал рядом с такими успехами литературного года, как «Липяги» или «На Иртыше». Своеобразие романа Красильни кова в картинах быта удмуртской деревни. Производственные отношения в колхозе на берегах Акашура стремительно разви лись до уровня общих норм. Когда-то смея лись, что окагуртский мужик, прежде чем срубить в лесу дерево, семь раз обойдет вокруг него, выкурит три трубки и лишь по том возьмется за топор. Может, и было так прежде, да за последние годы случились большие перемены: зажглось электричество, по избам шумит радио, за речкой рядами уселись новые нарядные дома, там живут сплошь молодые семьи. «Некогда стало ока- гуртцам по семи раз обходить вокруг дере ва... Жизнь стала торопливой, и ой-ёй как надо спешить, чтобы не отстать от нее!» Это фон, таких примет в романе много, и о них автор пишет с гордостью. Но граждан ское зрение художника увидело и больные проблемы родного села. Хлопоты майора в запасе Харитона Куд рина, дела и чаяния сельского механизато ра Олексана, агронома Гали, разбитного шофера Васьки Лешака и прочих помощни ков и доброжелателей председателя артели злободневны, но мы не раз встречали ана логичные коллизии. Пути развития колхо зов схожи для различных зон страны. Но ведь есть и особенности. Д ля удмуртской деревни они в укладе быта, в традициях родственных (семейных) связей, в нравст венных представлениях, которые не так-то просто приходят в соответствие с прогрес сирующим материальным уровнем и обще ственными отношениями. Й как только Кра сильников выводит на орбиту эти конфлик ты, характеры людей оживают, приходят в столкновение, складывается наполненный драматизмом сюжет, представления о добре и зле усложняются, содержание романа по лучает социальное звучание. Отца Олексана задавило на лесозаготов ках. Парень уехал из дому. Через три года вернулся механизатором. Сосватала ему мать дочку зажиточного мужика, учитель ницу. На новом месте Глаша освоилась быстро. Радуясь женитьбе сына, старуха уступила первенство пришлой хозяйке. По следнее слово установилось за Глашей. Ут ром молодуха спешила в школу, Олексан —- в тракторную бригаду. Казалось, ничто не могло нарушить размеренного счастья Ко- бышевых. Но вот пошли трещины. Глаша, желая угодить свекрови, прокопалась на до машнем огороде, а учителя тем временем пропалывали с ребятами колхозный лен. Олексану укор. Потом повздорили из-за де нег, которые муж попросил на бригадные нужды, а жена воспротивилась. Олексан «будто увидел Глашу другими глазами... стало больно и неловко за близкого челове ка» Всем взяла молодуха — «и наружно стью, и образованием, а чего-то очень нуж ного ей недостает». Глаша воспитана стя жателями — о себе, о семье забота. Как у Зои, матери Олексана. А у того «своя линия в жизни», на первый взгляд, правильная. Олексан борется с ограниченностью жены. Но как! При своей «общественной» право те он в семье груб, порою жесток. При пер вой же неурядице обругал жену, чуть не- ударил. Свекровь на стороне невестки — он и на мать кричит. И так-то любовь понем ногу иссякла, «ушла вся, точно вода в су хой песок». А Глаша беременна. Но собы тия развиваются неумолимо. Сбежала жена, слегла мать. Упрек сыну: «Своим умом на чал жить, а оно не вышло. Вкривь да вкось пошла она, твоя жизнь». Романист доводит повествование до трагических нот. Одно сторонняя правота механизатора обернулась драмой. Он печется о человечности, а к аз нит самых близких: проявил черствость, не- попытался примириться с убитой горем, оди ноко страдающей женой. Он явился причи ной гибели своего ребенка. Жесток гнев врача, когда привезли полуживую Глашу в больницу: «Варвары, куда вы смотрели... Довести человека до такого состояния! Су дить вас следует, судить по всей строгости! Варвары». Поворот конфликта неожидан. Ведь по началу казалось, столкновение происходит между матерью и сыном, между кулацкого склада мужиком Гирой и молодоженами — людьми новой формации, между корыстными устремлениями жуликоватых селян Бигры и линией правления артели, ан вот как обер нулось. Человек передовых экономических взглядов, с развитым чувством коллективиз ма встал, когда дело коснулось деликатней шей области отношений, на одну доску с угрюмым стяжателем, с заскорузлыми пред ставителями уходящего мира. Старуха Зоя не только хранительница домостроевского уклада, она еще и наследница народных традиций, носитель тех здоровых черт са мобытной морали, которые выработаны ве ками национальной жизни, поколениями предшественников. Не все плохо в дедов ской старине, не все из нравственного опыта предков следует отбросить, предать забве нию. А такая тенденция есть у молодежи, ее подметил Красильников и предостерега ет нас от зыбких позиций Иванов, не пом нящих родства. Ещё недавно обольстительная злодейка, разрушительница семейного благополучия была у наших прозаиков одним из расхо жих образов. Самоуверенность, порочность, сумасбродные помыслы, крикливая внеш ность и экзотическая профессия — традици онные ее признаки. «Бессовестная молодая хищница», удачливая баловница судьбы из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2