Сибирские огни, 1965, №8

гражданственности, оплачивалось призна­ тельностью, сегодня может статься несо­ стоятельным прожектерством, неумным де­ лячеством. Интересным летописцем нравов, пытли­ вым наблюдателем взаимодействия общест­ венного и личного в обычаях современника показал себя Геннадий Красильников. Его «Хозяин» (№ 1—3) сразу был замечен ре­ цензентами, стал рядом с такими успехами литературного года, как «Липяги» или «На Иртыше». Своеобразие романа Красильни­ кова в картинах быта удмуртской деревни. Производственные отношения в колхозе на берегах Акашура стремительно разви­ лись до уровня общих норм. Когда-то смея­ лись, что окагуртский мужик, прежде чем срубить в лесу дерево, семь раз обойдет вокруг него, выкурит три трубки и лишь по­ том возьмется за топор. Может, и было так прежде, да за последние годы случились большие перемены: зажглось электричество, по избам шумит радио, за речкой рядами уселись новые нарядные дома, там живут сплошь молодые семьи. «Некогда стало ока- гуртцам по семи раз обходить вокруг дере­ ва... Жизнь стала торопливой, и ой-ёй как надо спешить, чтобы не отстать от нее!» Это фон, таких примет в романе много, и о них автор пишет с гордостью. Но граждан­ ское зрение художника увидело и больные проблемы родного села. Хлопоты майора в запасе Харитона Куд­ рина, дела и чаяния сельского механизато­ ра Олексана, агронома Гали, разбитного шофера Васьки Лешака и прочих помощни­ ков и доброжелателей председателя артели злободневны, но мы не раз встречали ана­ логичные коллизии. Пути развития колхо­ зов схожи для различных зон страны. Но ведь есть и особенности. Д ля удмуртской деревни они в укладе быта, в традициях родственных (семейных) связей, в нравст­ венных представлениях, которые не так-то просто приходят в соответствие с прогрес­ сирующим материальным уровнем и обще­ ственными отношениями. Й как только Кра­ сильников выводит на орбиту эти конфлик­ ты, характеры людей оживают, приходят в столкновение, складывается наполненный драматизмом сюжет, представления о добре и зле усложняются, содержание романа по­ лучает социальное звучание. Отца Олексана задавило на лесозаготов­ ках. Парень уехал из дому. Через три года вернулся механизатором. Сосватала ему мать дочку зажиточного мужика, учитель­ ницу. На новом месте Глаша освоилась быстро. Радуясь женитьбе сына, старуха уступила первенство пришлой хозяйке. По­ следнее слово установилось за Глашей. Ут­ ром молодуха спешила в школу, Олексан —- в тракторную бригаду. Казалось, ничто не могло нарушить размеренного счастья Ко- бышевых. Но вот пошли трещины. Глаша, желая угодить свекрови, прокопалась на до­ машнем огороде, а учителя тем временем пропалывали с ребятами колхозный лен. Олексану укор. Потом повздорили из-за де­ нег, которые муж попросил на бригадные нужды, а жена воспротивилась. Олексан «будто увидел Глашу другими глазами... стало больно и неловко за близкого челове­ ка» Всем взяла молодуха — «и наружно­ стью, и образованием, а чего-то очень нуж­ ного ей недостает». Глаша воспитана стя­ жателями — о себе, о семье забота. Как у Зои, матери Олексана. А у того «своя линия в жизни», на первый взгляд, правильная. Олексан борется с ограниченностью жены. Но как! При своей «общественной» право­ те он в семье груб, порою жесток. При пер­ вой же неурядице обругал жену, чуть не- ударил. Свекровь на стороне невестки — он и на мать кричит. И так-то любовь понем­ ногу иссякла, «ушла вся, точно вода в су­ хой песок». А Глаша беременна. Но собы­ тия развиваются неумолимо. Сбежала жена, слегла мать. Упрек сыну: «Своим умом на­ чал жить, а оно не вышло. Вкривь да вкось пошла она, твоя жизнь». Романист доводит повествование до трагических нот. Одно­ сторонняя правота механизатора обернулась драмой. Он печется о человечности, а к аз­ нит самых близких: проявил черствость, не- попытался примириться с убитой горем, оди­ ноко страдающей женой. Он явился причи­ ной гибели своего ребенка. Жесток гнев врача, когда привезли полуживую Глашу в больницу: «Варвары, куда вы смотрели... Довести человека до такого состояния! Су­ дить вас следует, судить по всей строгости! Варвары». Поворот конфликта неожидан. Ведь по­ началу казалось, столкновение происходит между матерью и сыном, между кулацкого склада мужиком Гирой и молодоженами — людьми новой формации, между корыстными устремлениями жуликоватых селян Бигры и линией правления артели, ан вот как обер­ нулось. Человек передовых экономических взглядов, с развитым чувством коллективиз­ ма встал, когда дело коснулось деликатней­ шей области отношений, на одну доску с угрюмым стяжателем, с заскорузлыми пред­ ставителями уходящего мира. Старуха Зоя не только хранительница домостроевского уклада, она еще и наследница народных традиций, носитель тех здоровых черт са­ мобытной морали, которые выработаны ве­ ками национальной жизни, поколениями предшественников. Не все плохо в дедов­ ской старине, не все из нравственного опыта предков следует отбросить, предать забве­ нию. А такая тенденция есть у молодежи, ее подметил Красильников и предостерега­ ет нас от зыбких позиций Иванов, не пом­ нящих родства. Ещё недавно обольстительная злодейка, разрушительница семейного благополучия была у наших прозаиков одним из расхо­ жих образов. Самоуверенность, порочность, сумасбродные помыслы, крикливая внеш­ ность и экзотическая профессия — традици­ онные ее признаки. «Бессовестная молодая хищница», удачливая баловница судьбы из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2