Сибирские огни, 1965, №8
статочно основательной, что ли. (И. Давы дов. «Дорога туда и обратно», № 8). На фоне серьезных исследований нрав ственных устоев современной натуры прямо линейные попытки некоторых новеллистов воспроизвести негативный тип человека, не вдаваясь в объяснение обстоятельств, вы звавших его к жизни, существенно проигры вают (Ю. Хазанович. «Светлые грани», № 3, Ю. Кузнецов. «Красная линия спектра», № 1). У героя Кузнецова рождается подленькое соображение: «Очевидно, быть слишком хорошим тоже «лохо. Это раздра жает, постоянно действует на нервы... П равда, добро, внимательность тоже бывают противными, если ими злоупотреблять». И хотя позже он опомнился, прозрение не кажется убедительным. Конституция рас сказа не выдерживает мгновенных превра щений, а на сложные эволюции места недо стает. Авторы иногда сами чувствуют это и тогда в поисках спасения ломают границы жанра. Хазанович, например, сконструиро вал кинорассказ, и все равно история пере воспитания рецидивиста выглядит прими тивно. Трудно выпрямить характер в жиз ни, много такта нужно и художнику, чтобы убедительно продемонстрировать преобра зование личности. Наблюдения над прозой уральского еже месячника помогают уяснить черты литера турного движения последних лет. Много ценного материала дает знакомство с круп ными жанрами. Критика уже отметила по вышенный интерес романистов к изображе нию таких коллизий, где оба противодейст вующих элемента — с положительным зна ком. Так называемый хороший человек — явление сложное, и совсем не просты взаи моотношения между людьми, даже если и тот, и другой по-своему справедлив, честен. Все чаще в прозе сталкиваешься с конфлик том, в котором участвуют активные, достой ные люди, равно творящие пользу. Но поль зу всяк понимает по-своему, а средства к достижению блага и тем более разные. Об разуется своеобразный тип литературного столкновения единомышленников, противо речивое взаимодействие людей, сходных по духу, вместо канонического антагонизма безусловного добра с откровенным злом. При этом нередко складываются ситуации более напряженные, нежели в шумной бит ве праведника с иродом. Подобные тенден ции отчетливо проявились в «Арктическом романе» В. Анчишкина, в повестях «Золо тая рыба» А. Кирносова, «Мост через фон- танку» А. Белинского, «Пашка из Медвежь его лога» Г. Федосеева и в романе Вяче слава Тычинина «Инженер Уранов» (№ 6—8). Д ва незаурядных организатора — дирек тор строительства Березовска Птицин и но вый главный инженер Уранов — разные по характеру люди. Первый утомлен, поблек, поотстал — второй кипит энергией, напорист. Но оба честны и одержимы работой. Р аз говор с глазу на глаз, когда Птицин, уходя в отпуск, предлагает Уранову занять свой кабинет. — Слушай, Михаил Иванович, откуда в нас эта дрянь берется? Уговариваю: пере ходи, а отказался ты, мне вроде приятно стало. Что за черт, ревность какая-то, что ли? Ведь коммунисты оба, одно дело дела ем, а кусочек подлости шевелится в ду шонке. На что Уранов резонно отвечает: — ...Но из тысячи едва ли один вот так, прямо, признается в своей слабости. Это, брат, не каждому дано. Уранов — крупная личность. Все он дела ет с размахом, смело, не щадя сил, не те ряя близости с людьми, умея увлечь под чиненных, поддержать талантливое решение, смять бюрократа. Ломая сопротивление, он покоряет строптивых, возбуждает инертных. Миловидова, редактор городской газеты, жена скоропостижно умершего предше ственника Уранова, ревнивыми глазами следит за преемником мужа. От этого осо бый свет справедливости на действиях Ура нова... Любопытно отметить: сколь мотивиро ваны взаимоотношения между положитель ными персонажами (Уранов — Птицин, Ми ловидова— Уранов), столь натянуто тра- диционны они в противопоставлении поляр ных сил. Полуян, еще институтский враг Уранова, уже навредивший ему однажды, на Колыме, и здесь из зависти и мести роет студенческому однокашнику яму. Он близок к торжеству, собрал все промашки против ника: самовольничанье со строительством комбината, критика линии партии в жилищ ном вопросе, низкопоклонство перед Амери кой, семейственность, самозванство... Вовре мя подоспела и история с коттеджами. Пе реселение руководителей города в типовой дом не скоро забудется Уранову. «Каковы пунктики? Слона свалить можно!» — зло радно прикидывает Полуян. И когда по на вету недруга Уранов исключен горкомом из партии, это выглядит натяжкой — уж слишком плакатен, неумен лиходей. Столь же нарочит и образ дубоватого секретаря горкома Мозгового, полагавшего, что он служит идее, и презиравшего чувства: ж а лость, сострадание, возмущение. Наоборот, выразительна в романе картина обществен ной поддержки Уранову. На его защиту стали обком, директор Птицин, коллектив. От Полуяна отвернулись все. И тут возникает парадокс: убедительная реакция коллектива на поведение мерзавца делает образ самого мерзавца художествен но несостоятельным. Негодяй до корней во лос, каким предстает Полуян, должен быть порождением необыкновенных условии. Каких? Ответ за пределами романа. Вячеслав Тычинин не одинок в своих з а труднениях. Прозаики теперь нередко теря ют уверенность, именно рисуя силы тьмы. Зло в высшей степени обладает защитным свойством мимикрии. Исследователь чело веческой природы должен быть и социоло гом. Он обязан предвосхищать сдвиги об щественного сознания: ведь что вчера почи талось за благо, за проявление энергии и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2