Сибирские огни, 1965, №8
ным поворотом в «Счастливом Лене» М. Ни китиной (№ 2), где ребята завидуют прия телю, живущему с родителем без матери. Самому пареньку тоже кажется очень удоб но без женского призора — воли хоть от бавляй. По форме вроде даж е ироническая ситуация возникает. Но сколько боли таит ся в картинах мальчишечьего «счастья»! Ни одного высокого слова о долге, о сове сти, гражданские чувства писателя скрыты, и тем надежнее в данном случае находят они отклик у читателя. Раздумья, раздумья... Иногда они через нечаянное авторское признание дают осо бый поворот сюжету или, как у Мелешина и Никитиной, картинами человеческих стра даний возбуждают сочувствие. Порой же, облекаясь в форму внутреннего монолога, размышления сообщают рассказу проникно венный, задушевный тон. Люди, как правило, не склонны изливать ся перед каждым встречным. Сильная мысль и яркая эмоция чуждаются крикли- врсти, а развитую, богатую натуру отлича ет сдержанность в проявлении чувств. Из вестно, что такова одна из особенностей русского национального характера. Ему всегда были свойственны целомудрие, стыд ливость в выражении переживаний, скры тые порою за внешней бойкостью, за удалью и озорством. Эти нравственные принципы народа закреплены традициями русской классической литературы. Излиш няя словоохотливость, стремление «вывора чиваться наизнанку» у юных персонажей некоторых современных беллетристов —. признак духовной бедности. В погоне за мо дою некоторыми авторами «молодой про зы» отвергались веками сложившиеся фор мы духовной культуры. При этом навязчи вая откровенность героев нередко оборачи валась цинизмом, парадоксальность сужде ний беспардонностью принципов, а реши тельность граничила с нечистоплотностью в выборе средств борьбы. Заманчивая пер спектива показать изнутри сокровенную суть человека породила и так называемую лирическую прозу. Тут были несомненные достижения, однако следом явилось мно жество посредственных сочинений от перво го лица с повышенной дозой чувствитель ности. Сами эти устремления были, видимо, неизбежны, исторически своевременны, ибо кто ж не помнит поры, когда в поэзии, в живописи, в кино н в театре усердно изо бражали оболочку, позу человека, творили его монумент, упрощая душевную органи зацию, пренебрегая многими из его чаяний. Но зато как часто теперь лиризм смыка ется с субъективизмом, за нравственный опыт соотечественника выдается куцый ко декс преуспевающего «служителя муз». Принципы торжествующего «ячества» про никли и в критику, когда с взаимным ре цензированием все чаще стали выступать сами прозаики и поэты. «Я люблю рассказы Амлинского... Я констатировал высокое ма стерство... Я познакомился с Горышиным... Не все в этой повести мне... понравилось, кое-что не понравилось... но главное, что меня привлекло...» При этом возможно и простодушное признание: «Конечно, я аб солютно субъективен в своем мнении, но мне кажется...» Здесь как образец взяты не давние выступления в прессе В. Аксенова. Но если б дело было только в нем. Болезнь субъективизма для нашей словесности не нова. Ее наблюдал и описал еще Белин ский. «Нельзя ничего ни утверждать, ни от рицать на основании личного произвола, непосредственного чувства или индивидуаль ного убеждения: суд подлежит разуму, а не лицам, и лица должны судить во имя общественного разума, а не во имя своей особы. Выражения: «мне нравится, мне не нравится» могут иметь свой вес, когда дело идет о кушании, винах, рысаках, гончих со баках и т. п.... Но когда дело идет о явле ниях истории, науки, искусства, нравствен ности — там всякое я, которое судит са мовольно и бездоказаино, основываясь толь ко на своем чувстве и мнении, напоминает собою несчастного...» («Речь о критике, произнесенная в торжественном собрании императорского Санкт-Петербургского уни верситета»). Цитату пришлось прервать, ибо дальше В. Г. Белинский со свойственной ему непосредственностью выражается силь но и образно, что — по нашему времени — может быть принято за нарушение этики и «возрождение осужденных методов поле мики». Поскольку все яснее становится, что соб ственные критерии даже у незаурядного человека весьма могут не совпадать с нор мами нравственной жизни народа,— под линный, а не мнимый успех писателя опре деляется ныне его усилиями постичь мо ральный опыт социальной среды. При этом личность автора стушевывается, уходит, так сказать, в подтекст. Одновременно выраба тывается нетрадиционная форма повество вания, а многие из модных приемов оказы ваются неуместными. Двадцатилетняя колхозница от большой нужды трясется на грузовике продавать картошку. Роятся в голове невеселые ду мы. Жизнь не устроилась. Из-за выпивохи и бедолаги отца померкли мечты, расстраи ваются планы. Да ведь не дочери судить родителя. Ксеня в помыслах бесхитростна и чиста. Ей кажется, настоящая жизнь об ходит ее стороной. Но читатель начинает угадывать авторский взгляд — ведь это р а ботящее, умное, красивое существо и есть соль земли, воплощение народного духа. По-городскому бойкая Ксенина юная сосед ка в «Доме крестьянина» — натура иной складки — активная, непримиримая. Менее прочно скроенная, чем Ксеня, она, однако же, презирающая жизнь «по маленькому счету», повернула мысли деревенской де вушки, заставила ее посмотреть на житье- бытье с более возвышенной точки зрения, не поколебав, впрочем, моральных устоев Ксе ни. Нравственные корни у Ксени крепче, надежнее, нежели у ее знакомки, скорой на решения, но, видимо, менее стойкой, недо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2