Сибирские огни, 1965, №8
дождям и ветрам, а теперь пожелтел, со старился, кончена жизнь — вниз, к земле, без ропота и страха». Вот повстречалась че ловеку среди леса нежданная прелесть. Долго созерцал он роскошь черемухового куста. Вернулся на другой день с этюдни ком. Да только за ночь облетела черемуха. И стало горько: который раз так-то, рас считывая на «потом», терял, незадачливый, красоту: улетала из самых рук, чуть по медлил — и нет ее, не воротишь... (Нико лай Никонов «Рассказы о природе», «Урал», № 5). Неброским мастерством отмечены фило софские элегии Геннадия Солодникова («Встречи с детством», № 1). Звуки, запа хи, приметы земли, времен года, движения души, нити человеческих отношений. Сопо ставляя несвязные, казалось бы, явления, автор добивается неожиданного эффекта. Пересказать «Камень», «Рябину», «Ожи дание», «Парусник» и другие его новеллы так же трудно, как излагать содержание стихов. Каждая несет подспудную мысль, не высказанная открыто, она все же уверен но проглядывает, тревожит. К примеру, «Мгновение». Всего три де сятка строк. Раздосадован человек глупой ссорой, вымещает обиду на дровах, взлета ет яростно колун. А тут скользнул по стене сарая зайчик. Какой дурак балуется? Зол человек. А это ветер играет чердачной створкой. Оглянулся, увидел небо, снег по крытый корочкой, услышал запахи. Где-то гомонят воробьи, в сосульках на ветру пе резвон. И воздух особенный. Тяжко стало поднимать колун, и будто кто толкнул — бегом со двора. «Растормошу ее, заору: брось дуться! Весной пахнет!» Взлетел по лестнице, рванул дверь — поздно. Ушла. Акварельный пейзаж, драматизм чувств, ди намика действия, выверенная соразмерность деталей. Заключительная фраза придает про изведению особенную силу. Итак, она ушла, не дождалась... А вечером он «снова был колючим, ершистым», и все боялся, что не нароком уколет ее неосторожным словом. Вдумайтесь в этот нюанс. Соприкосновение с природой пробудило ощущение бесценно- ности человеческих связей — высшего дара одухотворенной жизни. Стихийный порыв чувства вылился в маленький акт самоусо вершенствования: человек стал чуть-чуть лучше, строже к себе, в его отношениях с ближним теперь больше ласковой сдержан ности. Драгоценные крупицы нравствен ных перемен Давайте приглядимся, часто ли нам в суетной повседневности приходит ся углубляться в подобные тайники пере живаний? Не слишком ли небрежительны люди к таким «мелочам»? Писатель обратил наше внимание на сложный аспект духов ной жизни, вызвал волнение. Возник худо жественный эффект. Может вкрасться сомнение: не тема ли в названных случаях благоприятствует ав торам. Чье-де сердце останется равнодуш ным к русским пейзажам, кто не поклонит ся художнику, воспевшему прелесть родной стороны? «Словно поднимаются по ствб1 лам деревьев и кустарников и в их листву цветные соки богатых уральских недр: зо лота, руд, самоцветов, мраморов' и яшм» (А. Исетский). Красив образ, слов нет. Но, помимо значимости объекта и качества изображения, в эстетике учитывается автор ский взгляд на вещи, идея, тенденция. Если последние не соответствуют пафосу изложения — предмет искусства исчезает. Вот тоже «Рассказы о природе» Николая Смирнова (№ 7), а удачи нет. Сентимен тальные восторги по поводу «левитанов- ских» пейзажей в натуре, заметки лесного жителя, без открытий, без значительной мысли, не трогают сердце читателя. Сила малого жанра в подвижности его при передаче оттенков чувств. А, возмож но, налицо еще одна литературная особен ность последней поры — пристрастие к по лутонам. Среди нашей новеллистики теперь редко встретишь трагедийные сюжеты ти* па «Донских рассказов». Хотя из эпических полотен они не ушли. Сколь драматичен бывает современный конфликт, можно’ су дить хотя бы по прозе В. Тендрякова, Г. Фе досеева, по романам А. Гарри «Без фан фар» и Г. Красильникова «Хозяин», не го воря уже о произведениях, отразивших бед ствия времен культа личности. Впрочем, грустная нота прозвучала в од ном из лучших расказов «Урала» — у Ста нислава Мелешина. Татарочка Нина Хаби- рова нашла своего Мурата. Мир и счастье. Но дикий обычай предков все сломал. На летел отец со всадниками и увез ее, 6epeL менную, к старому, противному Мирхайда- ру, которому когда-то обещал дочь в ‘жены. Потом ее отпустили — не нужна оказалась порченая! Но Мурат уже уехал. И вот Ни на одна, воспитывает ребенка; любят ее в колхозе, ценят славную доярку, да нет в доме мужа, хозяина. Смотрит в грустные глаза женщины белая дрожащая звездоч ка и расплывается влажными солеными кап лями. А дни с их нехитрыми заботами ка тятся чередом. И все это жизнь —3 песнь человечья, и нет ей конца, как нет конца у земли и неба («Услышит песню — отзовет ся», № 2). Мы помним напечатанную года три назад «Уралом» же повесть Мелешина «Это случилось у моря» и узнали голос, преисполненный щемящей любви к людям. Произведение Мелешина стало для «уральских» рассказов 1964 года как бы притягательным центром. С ним переклика ется новелла Бадьевой «Парыч Володя..:» (№ 7). Бывает, позовет вдруг человека прошлое. Сначала тихо, несмело. Он и не поймет сразу, в чем дело. «Тогда прошлое позовет громче, настойчивее и, если чело век отзовется, заберет его во власть Воспо минаний — горьких и мучительных или ра достных, бурных, тоже... приносящих боль, только другую. Успокаивающих воспоми наний почти не бывает... ровное, спокойное, легкое редко записывается в человеческой памяти». «Мелешинский» мотив, но с неожидан
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2