Сибирские огни, 1965, №8
К Р И Т И К А - Па в е л Г Л ИН КИ Н СОЮЗ Г Р А Ж Д А Н С Т В Е Н Н О С Т И , Д О Б Р А И КРАСОТЫ (О П РО ЗЕ .УРАЛА-) Л ет пять назад критика дружно возве стила рост интереса к нравственной сфере, проникновение в душевные коллизии как признак новейшей литературы. Преодолева лась инерция той системы мышления, кото рая «стеной отделяла личную жизнь чело века от общественной, подавляя в нем го лос сердца» (Ал. Михайлов.— «Звезда», 1964, № 9). Нравственно-психологические мотивы заметно осложнились у прозаиков философскими раздумьями. Наиболее значи тельные явления в беллетристике минувшего года отмечены усилиями прояснить историче ский смысл развития советского общества. Знакомые по классическим полотнам эпизо ды коллективизации у Сергея Залыгина в хронике села Крутые Луки осмысливаются по-своему; иначе представлено, как реши тельные перемены судеб крестьянства по влекли драматические сдвиги в душе мужи ка. Михаил Алексеев приблизил описание села к нашим дням, авторское миропонима ние озарило события и характеры, сделав «Хлеб — имя существительное» незаурядным явлением среди книг о послевоенной дерев не. Отличаются своеобразием концепций «Первый снег» Ольги Кожуховой, «Повторе ние пройденного» Сергея Баруздина. Это, видимо, знамение времени: философская глу бина определяет успех творческих усилий. Мелодраматические же псевдороманы, вроде второй части «Тишины» Ю. Бондарева, ко торую недавно один из критиков назвал разросшимся рассказом, воспринимаются как анахронизм. Обилием чувствительных сцен нельзя компенсировать недостаток серьезной мысли. ■ Хочет художник того или нет, рисуя кар тины жизни, он раскрывает свои помыслы. Идеал его обязательно дает знать о себе. Яркие драпировки убогой мысли обманут лишь невзыскательный вкус. А вот среди моря книжной продукции отмечены судом ценителей десяток-полтора творений. Их на зовут явлениями года, литературными со бытиями, вершинами текущей поэзии, про зы. Правда, иная величина может оказаться дутой, растает легкокрылый успех, и гля дишь, модная повесть, нашумевшие стихи забыты. Но есть произведения-труженики. Не всегда они являются миру в бликах сла вы, хотя рано или поздно получают призна ние и заносятся на скрижали. Вместе с «вершинами» и «событиями» они формиру ют литературный процесс, дают вниматель ному читателю представление о завоеваниях искусства. Одна тема, кажется, особенно тревожит сейчас романистов, вдохновляет на серьез ные исследования: кто он, хозяин наших дней, хранитель национальных сокровищ, наследник опыта предков, социальных завое ваний и духовных ценностей, как он распо рядится ими, куда поведет дело, умножит ли народное достояние, не обеднит ли зем лю, презрев отцовские заветы и прадедов ские обычаи, чем обогатит душу, не пре даст ли легкомысленно забвению истоки нравственной культуры, уходящие в седую древность? Общественное сознание порождает некую мысль, художник, чутко следя за пульсом народной жизни, подхватывает ее. Чем в большем числе творений искусства эта мысль отразится — тем она значительней и актуальней. Чем чаще такие мысли уловит художник, чем смелее и глубже их разра ботает — тем масштабнее его творчество. «Урал» не раз в последние годы радовал читателя хорошими публикациями. Доста точно вспомнить повести Виктора Старико ва и Станислава Мелешина. Обозреваемые номера интересны опытами из области ма лых жанров: новелла, рассказ, подобие тур геневских стихотворений в прозе. Часто но веллист представлен сразу циклом произве дений, что практикуют не многие из журна лов. Осенний вид поражает таинством миро здания. Печально и просто осыпается лист: «хлопотал, шелестел, подставлял голову
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2