Сибирские огни, 1965, №8
Сказка о Белоснежке, как и некоторые другие работы ТЮЗа (и это делает ему честь), вызвала споры. Не слишком ли сложно решение спектакля для тех, кому он адресован,— для маленьких зрителей? Д у мается, что лучшим ответом оппонентам театра служат раскрытые навстречу сце не глаза, веселый смех там, где смешно, предостерегающие возгласы, когда любимым героям грозит опасность. А если какая-то деталь не дойдет — что ж... Вот ведь в сказках Андерсена маленьких захватывает сюжет, взрослых — то, что стоит за ним и таит в себе недоступную еще детям муд рость жизни. Каждому свое и в свое время. Правда, бывает, что увлеченные своей фантазией постановщики где-то теряют чувство меры. Вспоминается, как в «Крас ной шапочке», изобретательно, поэтично по ставленной В. Кузьминым, рыжая лиса предстала перед зрителями в образе совре менной модницы. И хотя исполнительница этой роли нашла очень точные детали, дети, чей жизненный опыт подсказывает совсем другие ассоциации, упорно не реагируют на ужимки рыжей красавицы. Для них ли с а — хитрая обманщица, именно эти ее чер ты малыши с готовностью принимают. «Алкины песни» — одна из последних ра бот ТЮЗа — стала своего рода театраль ной загадкой. У одноименного рассказа та лантливого новосибирского прозаика Ана толия Иванова счастливая судьба. Сперва рассказ взахлеб читали читатели, потом взахлеб слушали радиослушатели и, нако нец, вынесенный на сцену ТЮЗа, он и на пятидесятом представлении дает битковые сборы. А между тем в основе поэмы-песни, как назвали спектакль его авторы, лежит скорее набросок, чем готовая пьеса. «Не отдам Сережку!»,— истово кричит юная Алка в день свадьбы своего кумира. «Вот и все... и все!» — грустно говорит она любимому в финале, прощаясь навсегда. Что же произошло между этими двумя столь полярными решениями? Очевидно, об этом и должна быть пьеса. Однако в тече ние трех действий мечется Сергей, не в си лах освободиться от наваждения призывных Алкиных песен, страдает его жена Люба, мучается брат Василий, влюбленный в Ал- ку. Сама же виновница всех бед поет свои песни, чаще всего грустные, иногда озор ные, упорно «заманивая» Сергея в «сети». Кажется, все ее усилия направлены на то, чтобы сломить сопротивление упрямца. Ког да же желанное свидание состоялось, и по терявший голову парень готов пожертво вать всем дорогим, Алка отказывается от него. Может быть, она поняла свой долг перед семьей Сергея? Может быть. Во вся ком случае она говорит об этом. Но вме сте с тем Алка говорит и другое: «Сере женька, милый мой! Не отдаст...», то есть Люба не отдаст им детей. И этот аргумент звучит в ее устах очень веско. Значит, если бы Люба отдала детей, было бы все про сто: Алка не оттолкнула бы Сергея. Как будто дети — предмет вещь, которую без ущерба можно передать от одного хозяина другому. И все же допустим, что Алка готова пожертвовать своим счастьем ради счастья других людей, как сделала это, скажем, в сходной ситуации героиня новой пьесы В. Розова «В день свадьбы». Тогда автор должен был проследить внутреннюю борь бу, которую пережила его героиня, увидеть пути, которые привели ее к этому трудному решению. В пьесе Алка страдает из-за не разделенной любви, из-за неуступчивости Сергея, а не от борьбы между чувством и долгом. Развязка в финале ничем не под готовлена. Розовская Нюра отпускает ж е ниха в день свадьбы, потому что, любя его, не хочет сделать несчастным. Алка отпу скает Сергея потому, что обстоятельства складываются против нее. А это не одно и то же. Да, все это так. А между тем перепол ненный зрительный зал плачет, смеется, радуется, грустит вместе с героями спек такля. Значит, есть в нем нечто дорогое лю дям, задевающее сокровенные струны их души... Многое идет здесь от театра, но не мало и от автора, от его знания деревни и ее людей, от сочного языка героев, от хо рошего народного юмора. Театр же (поста новщик В. Кузьмин, режиссер В. Орлов, художник Г. Полуэктов, композитор А. Но виков) рассказал о любви Алки Ураловой языком поэзии. Поэтическое и в запорошен ных снегом деревенских избах, и в забавной перепалке молодежи с Анной и Матреной да с дедом Коровниковым — здешними ту неядцами, в лирических откровениях шофе ра Мити и, наконец, в песнях Алки и под певающих ей девичьих голосах, в песнях, без которых не было бы ни этого спектакля, ни этого переполненного людьми взволно ванного зала. Но самое поэтичное в спектакле — Алка Уралова, маленькая хрупкая девушка с зо лотой косой и глазами, таящими в глубине все невысказанное словами. Ходит она, поет или просто молчит — интерес к ней не изменен и безграничен. В ней, Алке, как ее играет Галина Аверьянова, все правда, все свет и все поэзия. Она сама — точно песня, очень русская, нежная, страстная. И если спектакль «Алкины песни», при всех недо статках его драматургии, стал чем-то боль шим, нежели просто событие местного масш таба, то молодая актриса Галина Аверьяно ва вместе со своими товарищами полной мерой «выстрадала» этот успех. Когда ТЮЗ показал премьеру шекспи ровских «Ромео и Джульетты», один ново сибирский рецензент обрушился на поста новщиков спектакля В. Кузьмина и А. Мов- чана, обвинив их в чрезмерном «обытовле- нии» героев. Ошибка рецензента, на мой взгляд, состояла в том, что он не уловил одной важной особенности тюзовской ре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2