Сибирские огни, 1965, №8
биваться их полного доверия. Надо ува жать человека, его чувство собственного достоинства, даж е если этот человек — ре бенок. Таков вывод. Он расширял рамки «школьной» пьесы, придавая заложенным в ней мыслям более обший смысл. Позже у Анны Алексеевны появилась родная сестра — тоже учительница из пьесы Г. Шмелева «Все это не так просто» (по рассказу Л. Исаровой «Дневник»). Внут ренний спор, который ведет Елена Сергеев на со своики коллегами из зрительного за ла, разрешается в ее пользу. Д а, про читать интимный дневник ученицы ее товарищам, даж е получив на то согласие девочки,— рискованный ход. Но ведь и в педагогике, как в любом деле, нельзя без риска. Зоя Лезгина, самая большая боль Елены Сергеевны и ее самая радостная по беда, не упала в глазах своих соклассников. Они оказались достаточно умными и чутки ми, чтобы понять незаурядную Зоину на туру, ее искренность и чистоту. И они осудили Толю Лисянского, потому что за цинизмом, с каким он, ради глупого спора, разыгрывал увлечение Зоей, увидели не просто легкомыслие. Лисянский надругался над чем-то самым святым, над достоинством девушки, своего товарища, над любовью вообще, над нравственными принципами, которые не смеет попирать человек. А Елена Сергеевна? Она скромно оста лась в тени. Постановщик спектакля В. Кузьмин так строит мизансцены, что учи тельница как бы направляет действие, от крыто не вмешиваясь в него. Ее экспери мент удался, и она счастлива. И, наконец, еще одна счастливая — на сей раз «Самая счастливая», спектакль по пьесе той же Л . Исаровой. Эта работа ТЮ За вызвала много споров среди учите лей. Суть дискуссий сводилась к тому, что одни поддерживали стремление героини спектакля — учительницы Марины Георгиев ны — быть другом, товарищем своих уче ников, другие восстали против «фамильяр- ничания» со школьниками, видели в этом угрозу педагогическому авторитету. В пылу споров, как мне кажется, остались незаме ченными сами юные герои спектакля. К сло ву сказать, в большинстве «школьных пьес» последних лет на первом плане ока зывается учитель с его проблемами, а не ученики, и адрес спектакля, таким образом, перемещается. Думается, тот же спектакль «Все это не так просто» у новосибирцев мог стать гораздо более емким, если б в центре внимания театра был не столько сам экспе римент учительницы (хотя и такое решение возможно), сколько то, как, по мере чтения дневника Зои Лезгиной, раскрываются или даж е меняются характеры Зои и ее това рищей. «Самая счастливая» откровенно адресо вана взрослым. Но поскольку «методоло гия» Марины Георгиевны обнаруживается в ее общении с классом, то самих ребят со счетов не сбросишь. Автор пытается создать характеры сегодняшних старшеклассников. Ее герои запросто жонглируют словами и словечками из обихода современной моло дежи, держатся независимо, склонны к иро нии. Но это, пожалуй, и все. В наиболее «интеллектуальной» сцене — споре с геоло гом Павлом — десятиклассники проявляют полную неспособность к зрелому мышле нию. Догматическому пониманию долга, как некой жертвенности, слепого подчинения, которое проповедует комсорг класса Сергей, они не могут ничего противопоставить. Спор ведет, по существу, Павел. Да и круг интересов у этой молодежи очень уж огра ничен. Сухарю и догматику Сергею, подон ку Политыко, в сущности, не противопо ставляется сколько-нибудь яркий положи тельный пример. Обидно за Марину Георгиевну — бьется человек, жертвует личным счастьем — и во имя чего? Во имя того, чтобы самонадеян ный Костя Шифаренко, наконец-то, признал ее. Право, авторитет учителя — не цель, а средство воспитания. Тенденция новосибирцев в конкретных явлениях видеть второй, более общий план, о котором уже шла речь, ощутима даж е в таком «невинном» жанре, как сказка. Впро чем, сказка ложь, да в ней намек... Два года назад театр создал новый ва риант «Белоснежки» Л. Веприцкой. Ставил ся спектакль студийным методом, то есть в процессе репетиций, когда в том возника ла потребность, постановщики и актеры вносили в текст изменения (разумеется, предварительно получив разрешение авто р а). Используя многие варианты известной сказки, театр значительно переделал пьесу. Теперь она идет в ТЮЗах преимуществен но в новосибирской редакции. Постановщики (режиссер В. Кузьмин, художник В. Шапорин) стремились к кон кретности характеристик. Герои спектак ля — сказочные персонажи и вместе с тем живые люди. Молодая королева (артистка С. Сметан- кина) полулежит на троне, как в кресле, закутавшись в монаршию мантию, точно в пуховый платок. Она изнывает от скуки и безделья. На современном языке ее следо вало бы назвать тунеядкой. В жестокости королевы нет злобы, одно сплошное равно душие. Она и убивает-то почти не глядя: подняла лениво пистолетик — бах! — и даже не оглянулась. С. Сметанкина очень точно играет пресыщение властью и бездельем, ставшее злой, разрушительной силой. Любопытно, что даж е традиционные гно мы в этом спектакле обрели свое, новое ли цо. Особенно это относится к Финтику. Его играет все та же А. Гаршина. Играет великолепно, с тонким чувством юмора, с фантазией. Ее седобородый юноша элеган тен, весел и добр. Он истый джентльмен и человек искусства. Как он ходит в своей свободной блузе с бантом, как галантен с дамой, как обворожительно грассирует!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2