Сибирские огни, 1965, №8
карьеризма, актриса во второй половине спектакля уже не ищет корни явления и играет лишь результат. От этого образ ста новится статичным. «Парень из нашего города» в чем-то при мыкает в «Друзьям и годам». Это тоже пьеса об «отцах». Когда у В. Кузьмина, по становщика спектакля, спросили, почему выбор пал именно на эту пьесу, он ответил: пусть ребята помнят, что будущие и на стоящие герои живут рядом с нами, в их городе, на их улице, что героями не рож даются, а становятся. У каждого времени свои герои, свои пес ни и... свои пьесы. Мальчишки моего поколе ния молились на Чапая. Такого, каким узнали его из фильма братьев Васильевых. Он был их кумиром, их идеалом, их рыца рем без страха и упрека. В сорок первом, когда пробил час великого испытания, мальчишки, ставшие солдатами, уходили в бой с Чапаевым в сердце. А их младшие братья и сестры становились тимуровца м и— герой Гайдара со страниц книжки, с подмостков сцены шагнул на улицы сел и городов, сделался знаменем патриотическо го движения пионерии. Такова сила высо кого примера, раскрытая большим искус ством. Можем ли' мы сегодня назвать имена драматургов, столь же эмоционально и точ но ведущих с детьми разговор о времени, в котором они живут? Д аж е Виктор Розов, пишущий для юношества (увы, этой фами лии нет в сегодняшней афише Новосибир ского ТЮЗа), с его страстным неприятием нравственной нечистоплотности, мещанско го благополучия, скорее отвечает на вопрос «как жить не должно?», чем на жгучее «делать жизнь с кого?». А он зовет, тре бует ответа — этот вопрос вопросов. Когда в зале гаснет свет и навстречу сцене рас пахиваются сотни ребячьих глаз, ясных, как сама правда, они должны увидеть, услы шать, угадать ответ. Ведь взрослый сверяет жизнь с жизнью — за плечами у него опыт. Ребенок ищет ответ на свои «как?» и «по чему?» на экране, в книге, на сцене театра. И вот, чтобы не отмолчаться, театры обращаются к старым, испытанным друзьям, таким, как «Парень из нашего города» (не случайно это название вернулось сейчас на афиши многих юношеских театров). При всей романтичности воинского по двига, он все-таки отвлеченность для се годняшних ребят, предмет поклонения, вос торга, зависти, окруженный ореолом недо ступности. Развеять этот ореол, доказать, что героями действительно не рождаются, что подвиг — не озарение, не случайность, что к нему человек готовится всю жизнь,— вот чего хотели новосибирцы, приступая к работе над военной пьесой К. Симонова. Для постановщиков жизненный подвиг главного героя Сергея Луконина состоял прежде всего в его несгибаемой целеустрем ленности. Есть фанатики и есть люди одной страсти, не пожалеющие ради избранной цели ни трудов, ни сил, ни годов своей жизни. Для фанатика Луконин (артист В. Лелеп) слишком оптимистичен и нрав ственно здоров. Это человек слова, которое и означает дело. Театр как бы говорит сво им зрителям: учитесь у Луконина его упор ству, его умению подчинить свои «не хочу» или «не могу» железному «надо». Учитесь, и вы станете такими, как он, и о вас, быть может, с гордостью скажут когда-нибудь земляки, как говорят о новосибирце По- крышкине или ярославне Вале Терешковой: это человек из нашего города. А если так, то нужно ли было начинать спектакль с возникающего на киноэкране монумента Покрышкину? Даж е не портре та, не живого лица, а именно монумента? Ведь весь смысл спектакля как раз и со стоит в том, чтобы убедить юных зрителей в «обыкновенности» людей, которыми по праву гордится народ. Памятники вызы вают восторг и поклонение, сами люди — желание им подражать. По общей тональности «Парень из на шего города» очень свой, тюзовский спек такль. В. Кузьмин не побоялся ввести в него лирические стихи К. Симонова, кото рые в конце или в начале сцен, эпизодов читает тот или иной герой и которые как бы придают действию второй, поэтический план. Прием этот вызвал споры, но, мне кажется, в данном спектакле и в данном театре он правомерен. Много лет Новосибирский ТЮЗ (как, впрочем, и другие детские театры страны) испытывает острый дефицит в драматургии о школе. В свое время новосибирцы «от крыли» пьесу В. Гераскиной «Аттестат зре лости», прошагавшую потом по многим сце нам и получившую второе рождение в кино. Несколько лет назад в совместной работе с новосибирским писателем Ю. Сальниковым ТЮЗ поставил «свой» спектакль о школе «Пусть не близка награда». При всех сла бостях пьесы спектакль этот сыграл несом ненно благотворную роль, ибо сказал прав дивое, задушевное слово об учителе. П ожа луй, самой большой удачей автора, режис сера (А. Мовчан) и артистки Л. Кутоновой, исполнявшей роль молодой учительницы Анны Алексеевны, был особый талант че ловеколюбия, которым вполне обладала героиня спектакля. Не просто доброта, го товность помочь в беде, а естественный, ставший чертой характера постоянный ин терес к человеку. Такие люди умеют слу шать, а сами говорят немного и всегда то, что нужнее всего. Их добрые дела не тре буют аплодисментов, потому что, творя доб ро, они не думают о себе. Обладающий та ким даром может сделать много полезного, и как же важен он, этот дар, для учителя, соприкасающегося с самым хрупким на све те — душой ребенка. Не новая в литературе история «труд ного ученика» обретала в спектакле значи тельность именно благодаря личности мо лодой учительницы. Театр (и автор) стре мился показать, что главное в труде учите ля — умение понимать своих учеников, до-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2