Сибирские огни, 1965, №8

карьеризма, актриса во второй половине спектакля уже не ищет корни явления и играет лишь результат. От этого образ ста­ новится статичным. «Парень из нашего города» в чем-то при­ мыкает в «Друзьям и годам». Это тоже пьеса об «отцах». Когда у В. Кузьмина, по­ становщика спектакля, спросили, почему выбор пал именно на эту пьесу, он ответил: пусть ребята помнят, что будущие и на­ стоящие герои живут рядом с нами, в их городе, на их улице, что героями не рож­ даются, а становятся. У каждого времени свои герои, свои пес­ ни и... свои пьесы. Мальчишки моего поколе­ ния молились на Чапая. Такого, каким узнали его из фильма братьев Васильевых. Он был их кумиром, их идеалом, их рыца­ рем без страха и упрека. В сорок первом, когда пробил час великого испытания, мальчишки, ставшие солдатами, уходили в бой с Чапаевым в сердце. А их младшие братья и сестры становились тимуровца­ м и— герой Гайдара со страниц книжки, с подмостков сцены шагнул на улицы сел и городов, сделался знаменем патриотическо­ го движения пионерии. Такова сила высо­ кого примера, раскрытая большим искус­ ством. Можем ли' мы сегодня назвать имена драматургов, столь же эмоционально и точ­ но ведущих с детьми разговор о времени, в котором они живут? Д аж е Виктор Розов, пишущий для юношества (увы, этой фами­ лии нет в сегодняшней афише Новосибир­ ского ТЮЗа), с его страстным неприятием нравственной нечистоплотности, мещанско­ го благополучия, скорее отвечает на вопрос «как жить не должно?», чем на жгучее «делать жизнь с кого?». А он зовет, тре­ бует ответа — этот вопрос вопросов. Когда в зале гаснет свет и навстречу сцене рас­ пахиваются сотни ребячьих глаз, ясных, как сама правда, они должны увидеть, услы­ шать, угадать ответ. Ведь взрослый сверяет жизнь с жизнью — за плечами у него опыт. Ребенок ищет ответ на свои «как?» и «по­ чему?» на экране, в книге, на сцене театра. И вот, чтобы не отмолчаться, театры обращаются к старым, испытанным друзьям, таким, как «Парень из нашего города» (не случайно это название вернулось сейчас на афиши многих юношеских театров). При всей романтичности воинского по­ двига, он все-таки отвлеченность для се­ годняшних ребят, предмет поклонения, вос­ торга, зависти, окруженный ореолом недо­ ступности. Развеять этот ореол, доказать, что героями действительно не рождаются, что подвиг — не озарение, не случайность, что к нему человек готовится всю жизнь,— вот чего хотели новосибирцы, приступая к работе над военной пьесой К. Симонова. Для постановщиков жизненный подвиг главного героя Сергея Луконина состоял прежде всего в его несгибаемой целеустрем­ ленности. Есть фанатики и есть люди одной страсти, не пожалеющие ради избранной цели ни трудов, ни сил, ни годов своей жизни. Для фанатика Луконин (артист В. Лелеп) слишком оптимистичен и нрав­ ственно здоров. Это человек слова, которое и означает дело. Театр как бы говорит сво­ им зрителям: учитесь у Луконина его упор­ ству, его умению подчинить свои «не хочу» или «не могу» железному «надо». Учитесь, и вы станете такими, как он, и о вас, быть может, с гордостью скажут когда-нибудь земляки, как говорят о новосибирце По- крышкине или ярославне Вале Терешковой: это человек из нашего города. А если так, то нужно ли было начинать спектакль с возникающего на киноэкране монумента Покрышкину? Даж е не портре­ та, не живого лица, а именно монумента? Ведь весь смысл спектакля как раз и со­ стоит в том, чтобы убедить юных зрителей в «обыкновенности» людей, которыми по праву гордится народ. Памятники вызы­ вают восторг и поклонение, сами люди — желание им подражать. По общей тональности «Парень из на­ шего города» очень свой, тюзовский спек­ такль. В. Кузьмин не побоялся ввести в него лирические стихи К. Симонова, кото­ рые в конце или в начале сцен, эпизодов читает тот или иной герой и которые как бы придают действию второй, поэтический план. Прием этот вызвал споры, но, мне кажется, в данном спектакле и в данном театре он правомерен. Много лет Новосибирский ТЮЗ (как, впрочем, и другие детские театры страны) испытывает острый дефицит в драматургии о школе. В свое время новосибирцы «от­ крыли» пьесу В. Гераскиной «Аттестат зре­ лости», прошагавшую потом по многим сце­ нам и получившую второе рождение в кино. Несколько лет назад в совместной работе с новосибирским писателем Ю. Сальниковым ТЮЗ поставил «свой» спектакль о школе «Пусть не близка награда». При всех сла­ бостях пьесы спектакль этот сыграл несом­ ненно благотворную роль, ибо сказал прав­ дивое, задушевное слово об учителе. П ожа­ луй, самой большой удачей автора, режис­ сера (А. Мовчан) и артистки Л. Кутоновой, исполнявшей роль молодой учительницы Анны Алексеевны, был особый талант че­ ловеколюбия, которым вполне обладала героиня спектакля. Не просто доброта, го­ товность помочь в беде, а естественный, ставший чертой характера постоянный ин­ терес к человеку. Такие люди умеют слу­ шать, а сами говорят немного и всегда то, что нужнее всего. Их добрые дела не тре­ буют аплодисментов, потому что, творя доб­ ро, они не думают о себе. Обладающий та­ ким даром может сделать много полезного, и как же важен он, этот дар, для учителя, соприкасающегося с самым хрупким на све­ те — душой ребенка. Не новая в литературе история «труд­ ного ученика» обретала в спектакле значи­ тельность именно благодаря личности мо­ лодой учительницы. Театр (и автор) стре­ мился показать, что главное в труде учите­ ля — умение понимать своих учеников, до-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2