Сибирские огни, 1965, №8
важных, о гех, кто своими руками переде лывает жизнь. «Товарищи романтики» стали для Ново сибирского ТЮЗа этапной работой. Факт этот имеет и свои корни, и свои послед ствия. Чтобы понять их, необходимо сде лать небольшой экскурс в прошлое. Больше пятнадцати лет назад в Новоси бирск приехала группа молодых сибиряков, окончивших Ленинградский институт теат рального искусства. Среди них были и те перешний главный режиссер ТЮЗа — за служенный деятель искусств РСФСР Вла димир Кузьмин, и нынешние режиссеры и ведущие актеры — заслуженные артисты РСФСР Анатолий Мовчан, Виктор Орлов, заслуженная артистка РСФСР Анастасия Гаршина, артист Виктор Лелеп. Все они вернулись в родной город с твердым наме рением навсегда обосноваться в ТЮЗе. Вме сте с актерами более зрелого поколения — заслуженной артисткой РСФСР 3. Бул гаковой, заслуженным артистом РСФСР Д . Бутенко, В. Эйрих и другими эта моло дежь составила прочный костяк коллектива. Постепенно складывался театр единомыш ленников, театр единых творческих устрем лений. В искусстве, как и в любви, бывают счастливые и несчастливые встречи. Работа с Р. Сусловичем над «Товарищами роман тиками» открыла таящиеся в коллективе возможности, помогла ему понять самого себя. Здесь как нельзя кстати оказались и общность школы и практического опыта, ■и близость к эмоциональной, романти ческой манере исполнения, идущей еще от первых лет существования ТЮЗа. Приход к художественному руководству театром В. Кузьмина, ставшего к этому времени профессиональным режиссером, за крепил и развил тенденции, которые наме тились в «Товарищах романтиках». К сло ву, тот самый факт, что театр вырастил своих собственных режиссеров, тоже накладывает определенный отпечаток на его облик. С одной стороны, это сказывается в един стве творческих тенденций, с другой,— в некотором однообразии приемов. Поиск праздничной, эмоциональной фор1 мы спектакля, отличающий режиссуру Но восибирского ТЮЗа, отражает общий про цесс эволюции, который переживает сегодня наш театр. Именно этот поиск в значитель ной степени и объясняет успех театра у зрителей. Переступая порог большого свет лого здания в центре Новосибирска, моло дой человек уверен, что его ждет здесь праздник. Но ведь и праздники требуют разнообразия. Когда музыка, пение, сцены- интермедии становятся одним из основных -средств выразительности в водевиле Н. Вин никова «Вендетта», это естественно — тако ва специфика жанра. Но когда тот же прием используется в «Маленькой студент ке» Н. Погодина, пьесе, предполагающей серьезность тона и проблематики, это уже выглядит чем-то вроде заигрывания со зри телем. Приняв к постановке заведомо слабую пьесу Н. Винникова, В. Кузьмин уповал на яркую форму, которая должна спасти спек такль. Не слишком принимая всерьез все происходящее на сцене, режиссер разыгры вал веселые сцены из жизни студентов и добился феноменального успеха у зрителей. И все же я не убеждена, что это серьезный успех, который стоит зачислить в актив те атра. В «Маленькой студентке» (разумеет ся, представляющей, по сравнению с «Вен деттой», явление совсем иного порядка) по пытки преодолеть недостатки пьесы с по мощью чисто внешних средств не могли дать тот же результат. Здесь требовалось более глубокое жизненное осмысливание. Не случайно такой опытный мастер психо логического портрета, как А. Гаршина, в этом спектакле лишь повторила ходячую схему «положительной героини», и в цент ре внимания оказалась не Зина Прашина — «маленькая студентка», а подонок Эдуард Ларисов и его антипод — мнимый стиляга Лева Порошин. Иными словами, пафос спек такля свелся к не требующему особых до казательств утверждению, что стиляги не те, кто носит узкие брюки, а те, кто нищ духом. Оба спектакля поставлены В. Кузьми ным; как их недостатки, так и достоинства идут от особенностей почерка этого режис сера. Но когда в спектакле «Мальчишки из Гаваны» В. Чичкова у режиссера В. Орло ва мы встречаемся со знакомым уже стрем лением «расцветить» слабую пьесу, чтобы меньше замечались ее огрехи, с попыткой компенсировать приблизительное знание жизненной сферы, в которой развертывается действие, постановочными «украшениями» — это уже настораживает. Речь идет о мере требовательности театра и его режиссуры, об умении дорожить подлинным успехом и не искать легких побед. Сама творческая практика театра, любовь к нему зрителей дают основания прямо сказать об этом. Хочется вернуться к мысли о том, что, строя репертуар, театр не позволяет себе быть всеядным. У него есть свои привязан ности и антипатии, свой взгляд на мир. Д а же его промахи вовсе не опровергают это утверждение. В последние два сезона (1963—1965 гг.) тюзовская афиша включает около двадцати названий. Героическая драма М. Шатрова «Именем революции» и пьеса о сегодняшних школьниках «Все это не так просто» Г Шме лева, сказка Л. Веприцкой «Белоснежка» и драматическая повесть Л. Зорина «Друзья и годы», шекспировские «Ромео и Джуль етта» и «Парень из нашего города» К. Си монова, поэма-песня А. Иванова «Алкины песни» и «Детство Алеши Пешкова» П. Груздева и О. Форш... В несхожих этих пьесах театр видел возможность сказать свое, незаемное слово о жизни, о долге и назначении человека, о герое — борце за человеческое счастье.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2