Сибирские огни, 1965, №8
• И с к у с с т в о « Марина РУБИНА ПОИ СКИ Если детский театр работает в городе с миллионным населением, имеющем, помимо ТЮЗа, пять профессиональных театральных коллективов, то стать любимцем зрителей ему не так-то просто. И все же любому приезжему театралу в Новосибирске сове туют непременно побывать в ТЮЗе. Театр не может выбирать себе зрителя; зритель вправе выбрать себе театр по душе. ТЮЗ, как известно, . обозначает «театр юных зрителей», а под юными подразуме ваются школьники и «старшие» дошколята. Новосибирцы расширили это понятие. На их спектаклях рядом с нарядными девчоночь ими косичками можно видеть вихрастую голову студента, строгий пробор молодого инженера или рабочего и даж е почтенную седину ветерана труда. Разумеется, любовь к театру отнюдь не безответна. Формируя афишу, ТЮЗ всегда помнит о взрослых своих почитателях. Порою он даже слиш ком увлекается, и упреки в «овзрослении» репертуара, которые раздаются в адрес те атра, имеют определенное основание. Одна ко этот интерес ко «взрослой» драматургии не трудно объяснить. Новосибирский ТЮЗ давно вышел из «детского возраста» — ему за тридцать. А в пору зрелости особенно дорожат старыми друзьями. Бывшие школьники, став рабочи ми или студентами, а потом и молодыми специалистами, остаются верными театру своего детства. И ему не хочется их терять. Другое обстоятельство состоит в том, что интеллект сегодняшнего зрителя, в том чис ле и юного, и интеллект современного актера требуют более глубокого жизненного материала, чем тот, который предлагают, увы, многие пьесы для детей. А раз так — театр волей-неволей тянется к «серьезной» драматургии. Разумеется, театр подобного профиля не вправе уйти от принятых для всех ТЮЗов репертуарных рамок (столько-то спектаклей для старших школьников, столь В П У Т И ко-то для среднего возраста, столько-то для самых маленьких), но соблюдать их при нынешнем репертуарном голоде нелегко. Тем более, если театр стремится не просто к хорошей пьесе, но к такой, которая с наибольшей полнотой раскрывала бы вол нующую его тему, его взгляд на мир, твор ческие тенденции коллектива. Когда несколько лет назад в ТЮЗе воз никла мысль поставить «Товарищи роман тики» Марка Соболя, у многих были серь езные сомнения. Смущала некоторая иллю стративность, одномерность драматургиче ского материала. Но было в пьесе нечто близкое театру, отвечающее духу его герои ко-романтических традиций, его граждан ским устремлениям. И это решило спор. На постановку спектакля пригласили известно го ленинградского режиссера Р. Сусловича. Его режиссерский темперамент, фантазия, умение понимать и передавать поэтическое в жизни заразили всех: коллектив влюбил ся в пьесу. Это был тот счастливый случай, когда сценическая интерпретация оказалась богаче, ярче литературной основы. Актеры перешагнули через театральную рампу в прямом и переносном смысле, легко обжи ли оркестровую яму и очутились лицом к лицу с первыми рядами. Сидящие в зале становились не зрителями, а активными участниками событий. Товарищи романтики на сцене встретились глазами с товарищами романтиками из зрительного зала и по чувствовали, что отлично понимают друг друга. Откровенная плакатность постановки, органичная драматургия М. Соболя,вобрала в себя и лирику стихотворных монологов молодого поэта Алеши Березкина, и тяж е лые раздумья бывшего уголовника Быкова, и метания Максима Бурцева, и патетический финал, когда на фоне колосящейся пшеницы герои спектакля пели свою победную песнь. Эпизоды из жизни первых целинников обре ли форму спектакля-песни о дерзких и от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2