Сибирские огни, 1965, №8

сорваться и упасть полуувядших листьев ■оттеняли далекий прозрачный горизонт. Угрюмая тень уступала место ликующему свету. Казалось, что все вокруг подчинено особому, внутреннему ритму. «Неужели вот здесь, среди этой красо­ ты,— думала Валентина Михайловна,— за ­ рождается коварный враг аэропорта?» Еще вчера этот мирно чернеющий на се­ вере лесок казался ей достаточно сухим. И у всех туманов, приходивших с севера, Валентине Михайловне, как и другим си­ ноптикам авиаметцентра, виделась васю- ганская прописка, хотя порбй туманы на­ ползали на аэропорт с севера совершенно неожиданно, когда на Васюганье было ясно. Теперь, кажется, можно с определенностью сказать, в чем была оплошность при про­ гнозировании туманов в зоне Толмачевского аэропорта. Н А П Е Р Е К Р Е С Т К Е Б Е З У К А З А Т Е Л Е Й Ни на минуту не затихает жизнь аэро­ порта. Каждые сутки воздушные ворота пропускают тысячи пассажиров. Увидев аэропорт из иллюминатора захо­ дящего на посадку самолета, невольно срав­ ниваешь его с растревоженным муравейни­ ком. Здесь можно встретить все отечествен­ ные типы самолетов. Вот к перрону аэровокзала подруливает серебристый ИЛ-18. И еще не успевают остановиться винты, как его со всех сто­ рон окружают топливозаправщики, автопо­ грузчики, самоходные трапы. А рядом уже рвут воздух винты грузо­ вого АН-12, который сейчас возьмет курс в Заполярье. Неподалеку замер в стреми­ тельной красоте линий гордый ТУ-104, тер­ пеливо ожидающий, когда маленький «порш- невичок» освободит ему полосу. И только туманы прерывают весь этот четко налаженный ритм. Пульс аэропорта слабеет, все погружается в нелепый летар­ гический сон. И авиация невеселым голосом диктора- информатора вынуждена брать тайм-аут у пассажиров: — Граждане пассажиры, очередной рейс задерживается по метеорологическим усло­ виям... Очень грустно и очень обидно, когда со­ временные могучие самолеты оказываются намертво прижатыми капризом погоды к земле. И все же самое обидное не в этом. Н а­ валился туман — аэродром не принимает, тут уже ничего не поделаешь, безопасность превыше всего. А вот когда на небе ни об­ лачка, когда ярко светит солнце, а прог­ ноз, тем не менее, сулит туман — тут уже остается лишь расписаться в собственном бессилии и покорно выслушивать нарекания пассажиров. Чем больше сюрпризов преподносила В а­ лентине Михайловне погода, тем больше она убеждалась, что на старом коньке прогнозов далеко не уедешь. Конька требо­ валось перековывать. Но как? Уже с первого шага она столк­ нулась с неудачей: в библиотеках города не оказалось никаких работ по региональной синоптике Новосибирской области. Ничего, кроме старого-престарого издания изречений милетского философа Анаксимена, который еще в VI веке до нашей эры говаривал: «...Ветры же возникают, когда сгустив­ шийся воздух вследствие толчка приходит в движение. Если же воздух соберется в еще большем количестве и еще больше уплотнится, то возникают облака, и таким же образом воздух переходит в воду». С того времени, когда были написаны эти строки, слишком много воздуха перешло в воду и слишком много воды утекло в океан. Студенческие конспекты тоже не проли­ вали света: «...Образование тумана происхо­ дит в тех случаях, когда приземный слой воздуха достигает насыщения водяным па­ ром...» Всего этого было явно недостаточно, чтобы объявить туманам открытую войну. Читатель может нам возразить: «А как же в центральной России? К акая разница, где зарождается туман? Ведь принципы прогнозирования в общем-то одинаковы». Все верно, но вот беда: в Толмачево про­ гнозирование туманов ведется по общеиз­ вестным принципам и таблицам, только мо­ сковские таблицы дают в Сибири очень низкую точность прогнозов, а значит аэро­ порт нередко закрывается совершенно не­ оправданно. Наконец удалось разыскать работу стар­ шего синоптика Розовой — «Условия обра­ зования туманов на авиатрассе Новоси­ бирск — Барабинск». Розова сообщала, что максимум туманов в Новосибирском аэро­ порту наблюдается в феврале и марте, что туманы, отмечаемые одновременно на боль­ шой территории — то есть в Новосибирском и Толмачевском аэропортах и на террито­ рии Бугринской обсерватории, случаются редко, что возникают они за 3—4 часа до восхода солнца. В конце работы автор приводила сложные формулы для определения времени возник­ новения туманов и времени рассеивания их. Валентина Михайловна внимательно про­ смотрела работу Розовой. Нагромождения формул, так убедительно рекомендованные автором, ей не понравились: уж очень они похожи на айсберги — такие красивые и экзотические с виду и такие коварные и опасные для мореплавателей. Валентина Михайловна проанализирова­ ла статистику метеорологических наблюде­ ний последних двух лет. Выходило, что ес­ ли прогнозировать туманы в аэропорту Тол­ мачево по методу Розовой, то вероятность их возникновения составила бы всего 71 про­ цент, а вероятность рассеивания и того меньше — 41. Подобная приблизительность прогнози

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2