Сибирские огни, 1965, №8
сорваться и упасть полуувядших листьев ■оттеняли далекий прозрачный горизонт. Угрюмая тень уступала место ликующему свету. Казалось, что все вокруг подчинено особому, внутреннему ритму. «Неужели вот здесь, среди этой красо ты,— думала Валентина Михайловна,— за рождается коварный враг аэропорта?» Еще вчера этот мирно чернеющий на се вере лесок казался ей достаточно сухим. И у всех туманов, приходивших с севера, Валентине Михайловне, как и другим си ноптикам авиаметцентра, виделась васю- ганская прописка, хотя порбй туманы на ползали на аэропорт с севера совершенно неожиданно, когда на Васюганье было ясно. Теперь, кажется, можно с определенностью сказать, в чем была оплошность при про гнозировании туманов в зоне Толмачевского аэропорта. Н А П Е Р Е К Р Е С Т К Е Б Е З У К А З А Т Е Л Е Й Ни на минуту не затихает жизнь аэро порта. Каждые сутки воздушные ворота пропускают тысячи пассажиров. Увидев аэропорт из иллюминатора захо дящего на посадку самолета, невольно срав ниваешь его с растревоженным муравейни ком. Здесь можно встретить все отечествен ные типы самолетов. Вот к перрону аэровокзала подруливает серебристый ИЛ-18. И еще не успевают остановиться винты, как его со всех сто рон окружают топливозаправщики, автопо грузчики, самоходные трапы. А рядом уже рвут воздух винты грузо вого АН-12, который сейчас возьмет курс в Заполярье. Неподалеку замер в стреми тельной красоте линий гордый ТУ-104, тер пеливо ожидающий, когда маленький «порш- невичок» освободит ему полосу. И только туманы прерывают весь этот четко налаженный ритм. Пульс аэропорта слабеет, все погружается в нелепый летар гический сон. И авиация невеселым голосом диктора- информатора вынуждена брать тайм-аут у пассажиров: — Граждане пассажиры, очередной рейс задерживается по метеорологическим усло виям... Очень грустно и очень обидно, когда со временные могучие самолеты оказываются намертво прижатыми капризом погоды к земле. И все же самое обидное не в этом. Н а валился туман — аэродром не принимает, тут уже ничего не поделаешь, безопасность превыше всего. А вот когда на небе ни об лачка, когда ярко светит солнце, а прог ноз, тем не менее, сулит туман — тут уже остается лишь расписаться в собственном бессилии и покорно выслушивать нарекания пассажиров. Чем больше сюрпризов преподносила В а лентине Михайловне погода, тем больше она убеждалась, что на старом коньке прогнозов далеко не уедешь. Конька требо валось перековывать. Но как? Уже с первого шага она столк нулась с неудачей: в библиотеках города не оказалось никаких работ по региональной синоптике Новосибирской области. Ничего, кроме старого-престарого издания изречений милетского философа Анаксимена, который еще в VI веке до нашей эры говаривал: «...Ветры же возникают, когда сгустив шийся воздух вследствие толчка приходит в движение. Если же воздух соберется в еще большем количестве и еще больше уплотнится, то возникают облака, и таким же образом воздух переходит в воду». С того времени, когда были написаны эти строки, слишком много воздуха перешло в воду и слишком много воды утекло в океан. Студенческие конспекты тоже не проли вали света: «...Образование тумана происхо дит в тех случаях, когда приземный слой воздуха достигает насыщения водяным па ром...» Всего этого было явно недостаточно, чтобы объявить туманам открытую войну. Читатель может нам возразить: «А как же в центральной России? К акая разница, где зарождается туман? Ведь принципы прогнозирования в общем-то одинаковы». Все верно, но вот беда: в Толмачево про гнозирование туманов ведется по общеиз вестным принципам и таблицам, только мо сковские таблицы дают в Сибири очень низкую точность прогнозов, а значит аэро порт нередко закрывается совершенно не оправданно. Наконец удалось разыскать работу стар шего синоптика Розовой — «Условия обра зования туманов на авиатрассе Новоси бирск — Барабинск». Розова сообщала, что максимум туманов в Новосибирском аэро порту наблюдается в феврале и марте, что туманы, отмечаемые одновременно на боль шой территории — то есть в Новосибирском и Толмачевском аэропортах и на террито рии Бугринской обсерватории, случаются редко, что возникают они за 3—4 часа до восхода солнца. В конце работы автор приводила сложные формулы для определения времени возник новения туманов и времени рассеивания их. Валентина Михайловна внимательно про смотрела работу Розовой. Нагромождения формул, так убедительно рекомендованные автором, ей не понравились: уж очень они похожи на айсберги — такие красивые и экзотические с виду и такие коварные и опасные для мореплавателей. Валентина Михайловна проанализирова ла статистику метеорологических наблюде ний последних двух лет. Выходило, что ес ли прогнозировать туманы в аэропорту Тол мачево по методу Розовой, то вероятность их возникновения составила бы всего 71 про цент, а вероятность рассеивания и того меньше — 41. Подобная приблизительность прогнози
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2