Сибирские огни, 1965, №8

Сейчас особенно нужно подумать о том, чтобы организовать труд деревенского жи­ теля так же, как он организован в городе. Иначе не выйдет, и молодежь заработком не привлечешь. Ведь заработок повышается для того, чтобы свинарка или доярка могла купить нарядные туфли или сделать хоро­ шее платье. А где она эти туфли покажет? Д а ей некогда снять с головы платок. Вся тенденция нашего развития и направлена к тому, чтобы она с этими условиями не ми­ рилась. Поэтому девчонки получают в городе хоть 40 рублей, а в деревню ехать не хотят. Говорят, много специалистов оканчива­ ют сельхозинституты, а потом бегут из де­ ревни. Можно говорить об отдельных людях так, но говорят о распространенном явле­ нии. Я смотрела «Фитиль». Он сделан по материалам Иркутска, там сказано, что почти все окончившие сельскохозяйствен­ ный институт, устроились в городе. Н еуже­ ли, получив сельскохозяйственную специ­ альность, интересно работать, скажем, вах­ тером на заводе? И если так масса делает, то нужно не высмеивать эту массу, а поду­ мать о причинах. Мы говорим о приусадебном участке. Это, конечно, хорошо, если здесь нет огра­ ничений: хочешь — занимайся, а не хочешь — не занимайся. Но что получается? Отрабо­ тав как следует в колхозе, выполнив норму, человек возвращается домой и начинает но­ вую тяжелую работу на своей личной фер­ ме: таскает воду для поливки, полет и т. д. Мы согласились бы на такую жизнь? Вряд ли! Одно дело, когда человек после умст­ венной работы идет и копается в садике, причем вырастет у него что или не вырас­ т е т— это не так важно. Другое дело, когда он, проработав в поле и вложив всю душу в этот труд, приходит потом домой, и начи­ нается беготня: корову надо обиходить, свиней. Как говорится в поговорке: «Не бы­ ло у бабы заботы, так она завела порося». Вы представляете положение молодого специалиста: животновода, агронома. Д е­ вушка, проучившись 15 лет, ходила в горо­ де на лекции, на танцы, в кино, занима­ лась физкультурой, словом, жила нормаль­ ной жизнью. И вот она, приехав в деревню, вынуждена заниматься домашним хозяйст­ вом, участком, потому что если этим зани­ маться не будешь, то нечего будет есть. Надо крепко подумать, что можно сде­ лать для молодых специалистов, чтобы они не бежали из деревни. Сейчас очеркистам надо не столько за ­ ниматься тем, какую сельхозкультуру про­ пагандировать, какую агросистему, сколь­ ко — воспитанием людей. Я знала много председателей колхозов, которые по нужде привыкли утаивать прав­ ду, и даж е секретари райкомов знали, что они имеют «в заначке» гектаров 200 хлеба, или сеют не то, что показано в сводке, они вели свое хозяйство так, как подсказывал опыт, и держали хозяйство на высоте. Но далеко не каждый, вынужденный система­ тически обманывать, найдет в себе силы не превратиться в лгуна, да еще использую­ щего ложь для личных целей. Это скольз­ кий путь, и люди ходили по нему долгие годы. Нужно помочь им вернуть их облик. Но мы никак их не вернем, если не начнем с воспитания партийных руководителей, хо­ тя странно звучит — воспитывать тех, кото­ рые сами воспитывают. Я думаю об очерке о партийном руководителе. Почему так мало хороших очерков о деревне? Если я напишу рассказ, а затем 10 рас­ сказов, то могу издать книгу, но если напи­ шу 10 очерков, то не знаю, издадут ли мою книгу. Надо, чтобы тиражные комиссии при издательствах не руководствовались од­ ними требованиями рынка. Если руковод­ ствоваться этими требованиями, тогда надо издавать детективную литературу. К книгам нельзя подходить, как к модному трикота­ жу. Мы говорим — очерки нужны, давайте очерки. Тогда нужно, чтобы они не только’ в периодике печатались, но и выходили кни­ гами. Журналист . Т. ГОНЧАРОВА (Омск} Мне пришлось не очень давно побывать в деревушке. Ее нельзя назвать захолуст­ ной, хотя она расположена в глубине си­ бирских лесов. Мне захотелось узнать, как живут кре­ стьяне с самого утра и до поздней ночи. Я подговорила комсомольцев, чтобы они посетили в этот день семьи доярок, свина­ рок и механизаторов, а также сельскую ин­ теллигенцию — агронома, зоотехника, учи­ теля, ветврача. И я не посмела написать очерк — не хватило мужества. Или день такой попал, или что. Работали неплохо в этот день, каждый занимался своим делом в меру сво­ его темперамента. Было надоено столько-то молока, отремонтировано столько-то машин. День прошел с пользой для людей, и на­ ступил вечер, пришло время отдыха. Как же он наступил? Вся деревня пила! Хлеб есть — самогонка есть. Все пьют, и мы вы­ пили. Но было горькое чувство. Мы много дали нашей сибирской дерев­ не — новые улицы, новые дома, подчас и ку­ лак не жил в таком доме, есть скот во дво­ ре, есть хлеб. А вот чем должна жить ду­ ша,— этого нет. Я продолжу рассказ об этом вечере. Мы увидели, что учителя играли в карты, с ви­ ном. В клубе шел допотопный кинофильм, механик был тоже навеселе. Клуб невоз­ можный: грязный, картины висят кое-как, полы заплеваны. Кто же пойдет сюда? Наша задача — писать об этих недостат­ ках и звать интеллигенцию к богатой ду­ ховной жизни на селе, чтобы она была про­ водником культуры. Сельская молодежь имеет семи-девяти- классное образование, и духовным вожаком

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2