Сибирские огни, 1965, №8
Сейчас особенно нужно подумать о том, чтобы организовать труд деревенского жи теля так же, как он организован в городе. Иначе не выйдет, и молодежь заработком не привлечешь. Ведь заработок повышается для того, чтобы свинарка или доярка могла купить нарядные туфли или сделать хоро шее платье. А где она эти туфли покажет? Д а ей некогда снять с головы платок. Вся тенденция нашего развития и направлена к тому, чтобы она с этими условиями не ми рилась. Поэтому девчонки получают в городе хоть 40 рублей, а в деревню ехать не хотят. Говорят, много специалистов оканчива ют сельхозинституты, а потом бегут из де ревни. Можно говорить об отдельных людях так, но говорят о распространенном явле нии. Я смотрела «Фитиль». Он сделан по материалам Иркутска, там сказано, что почти все окончившие сельскохозяйствен ный институт, устроились в городе. Н еуже ли, получив сельскохозяйственную специ альность, интересно работать, скажем, вах тером на заводе? И если так масса делает, то нужно не высмеивать эту массу, а поду мать о причинах. Мы говорим о приусадебном участке. Это, конечно, хорошо, если здесь нет огра ничений: хочешь — занимайся, а не хочешь — не занимайся. Но что получается? Отрабо тав как следует в колхозе, выполнив норму, человек возвращается домой и начинает но вую тяжелую работу на своей личной фер ме: таскает воду для поливки, полет и т. д. Мы согласились бы на такую жизнь? Вряд ли! Одно дело, когда человек после умст венной работы идет и копается в садике, причем вырастет у него что или не вырас т е т— это не так важно. Другое дело, когда он, проработав в поле и вложив всю душу в этот труд, приходит потом домой, и начи нается беготня: корову надо обиходить, свиней. Как говорится в поговорке: «Не бы ло у бабы заботы, так она завела порося». Вы представляете положение молодого специалиста: животновода, агронома. Д е вушка, проучившись 15 лет, ходила в горо де на лекции, на танцы, в кино, занима лась физкультурой, словом, жила нормаль ной жизнью. И вот она, приехав в деревню, вынуждена заниматься домашним хозяйст вом, участком, потому что если этим зани маться не будешь, то нечего будет есть. Надо крепко подумать, что можно сде лать для молодых специалистов, чтобы они не бежали из деревни. Сейчас очеркистам надо не столько за ниматься тем, какую сельхозкультуру про пагандировать, какую агросистему, сколь ко — воспитанием людей. Я знала много председателей колхозов, которые по нужде привыкли утаивать прав ду, и даж е секретари райкомов знали, что они имеют «в заначке» гектаров 200 хлеба, или сеют не то, что показано в сводке, они вели свое хозяйство так, как подсказывал опыт, и держали хозяйство на высоте. Но далеко не каждый, вынужденный система тически обманывать, найдет в себе силы не превратиться в лгуна, да еще использую щего ложь для личных целей. Это скольз кий путь, и люди ходили по нему долгие годы. Нужно помочь им вернуть их облик. Но мы никак их не вернем, если не начнем с воспитания партийных руководителей, хо тя странно звучит — воспитывать тех, кото рые сами воспитывают. Я думаю об очерке о партийном руководителе. Почему так мало хороших очерков о деревне? Если я напишу рассказ, а затем 10 рас сказов, то могу издать книгу, но если напи шу 10 очерков, то не знаю, издадут ли мою книгу. Надо, чтобы тиражные комиссии при издательствах не руководствовались од ними требованиями рынка. Если руковод ствоваться этими требованиями, тогда надо издавать детективную литературу. К книгам нельзя подходить, как к модному трикота жу. Мы говорим — очерки нужны, давайте очерки. Тогда нужно, чтобы они не только’ в периодике печатались, но и выходили кни гами. Журналист . Т. ГОНЧАРОВА (Омск} Мне пришлось не очень давно побывать в деревушке. Ее нельзя назвать захолуст ной, хотя она расположена в глубине си бирских лесов. Мне захотелось узнать, как живут кре стьяне с самого утра и до поздней ночи. Я подговорила комсомольцев, чтобы они посетили в этот день семьи доярок, свина рок и механизаторов, а также сельскую ин теллигенцию — агронома, зоотехника, учи теля, ветврача. И я не посмела написать очерк — не хватило мужества. Или день такой попал, или что. Работали неплохо в этот день, каждый занимался своим делом в меру сво его темперамента. Было надоено столько-то молока, отремонтировано столько-то машин. День прошел с пользой для людей, и на ступил вечер, пришло время отдыха. Как же он наступил? Вся деревня пила! Хлеб есть — самогонка есть. Все пьют, и мы вы пили. Но было горькое чувство. Мы много дали нашей сибирской дерев не — новые улицы, новые дома, подчас и ку лак не жил в таком доме, есть скот во дво ре, есть хлеб. А вот чем должна жить ду ша,— этого нет. Я продолжу рассказ об этом вечере. Мы увидели, что учителя играли в карты, с ви ном. В клубе шел допотопный кинофильм, механик был тоже навеселе. Клуб невоз можный: грязный, картины висят кое-как, полы заплеваны. Кто же пойдет сюда? Наша задача — писать об этих недостат ках и звать интеллигенцию к богатой ду ховной жизни на селе, чтобы она была про водником культуры. Сельская молодежь имеет семи-девяти- классное образование, и духовным вожаком
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2