Сибирские огни, 1965, №8

ке паров нет. Я написал, что Хорошун ото­ шел от паровой системы, похвалил. И мне плавный агроном Кузнецов говорит «Ты поезжай в Тамбовскую бригаду, там около двух тысяч паров». Хорошун принял от­ стающий колхоз, поля которого были за­ сорены сорняками, и правильно их занял парами. Мне хочется поговорить о положитель­ ном герое этого десятилетия или двадцати­ летия. У нас усиленно выдвигается идея, что современный герой — это рядовой че­ ловек, очень активный, он все крушит, все­ го добивается, вроде девушки-доярки из повести Кузнецова. «У себя дома», которая приехала и навела полный порядок. Мне кажется, что в жизни не так, и я прихожу к выводу, что все эти годы по­ ложительный герой был несколько иного типа, чем нарисовал Кузнецов. Мне кажет­ ся, что это — тип Хорошуна, человека, ко­ торый делает свое дело в любой трудной обстановке. Недавно он мне сказал: «Меня никто не заставит делать то, что нельзя делать». Вот другой работник — секретарь рай­ кома партии Медведев. Ему трудно при­ шлось, когда пахалась целина. Ее уже не оставалось, а его все заставляли пахать. Медведев знал, что нельзя эту целину па­ хать, потому что там солонцы. Так какую позицию занял Медведев? Если бы он выступил с трибуны и сказал, что там нет целины, то ему бы се­ кретарем райкома не быть, а он молчал, а на месте такую порченую целину пахать не давал. Теперь о типе рядовых работников. Это очень большой и чрезвычайно важный во­ п р о с - т и п крестьянина. В «Комсомольской правде» он был поставлен так: «Нужен ли крестьянин селу’ » Получилось так, что при современных методах механизированного земледелия крестьянину, как таковому, вро­ де бы и делать нечего. Я вложил в эту статью свою долю, хотя она написана мос­ ковскими работниками. Нужно сказать и следующее: упор на меры материального поощрения очень правильный, но когда это является единственным, без большой прочей работы, то формируется иногда нежела­ тельный тип работника. Мерами материаль­ ного поощрения можно вырастить и борца, а можно — и хапугу, если неправильно эти меры применяются. Как был построен труд механизатора? Он боролся за гектар обра­ ботанной земли, независимо от того, каков будет выращен урожай. Эта система сфор­ мировала тип работника, который стремил­ ся выработать больше гектаров мягкой па­ хоты, а об урожае не думал. Если выгод­ нее лущить, чем культивировать, тракто­ рист цепляет лущильник и забывает про культиватор. Как же избавлять крестьян-механизато- ров от подобных нежелательных черт’ Этот очень важный вопрос должен привлечь об­ щее внимание У нас в Омской области есть колхозы и совхозы, которые целиком перешли на звеньевую систему. Группе людей отдается участок земли на условиях аккордной оп­ латы- вырастите такой-то у р ож ай— столь­ ко-то получите, вырастите больше — полу­ чите доплату. У них орудия производства, и они полные хозяева. Мне пришлось встре­ чаться с этими людьми, и я убедился, что здесь формируется новый тип крестьянина, настоящего хозяина земли. Но звенья не решают вопрос о всех тру­ жениках, потому что это касается только механизаторов. Я разговаривал с председателем колхо­ за имени Ленина Штюрмером. Он говорит, что их хозяйство пойдет дальше: «Разобь­ ем всю деревню на тридцатидворки, кого- нибудь переселим, чтобы были сконцентри­ рованы доярки, механизаторы и другие группы специалистов. Скажем людям: «Вот у вас земля, фермы. Ваша оплата зависит от того, как вы сработаете». Здесь смысл в коллективной ответственности. Следующая проблема: создание условий для развития сельского хозяйства. Сейчас пока прямые выгоды получает само сель­ ское хозяйство, и в первое время трудно сказать, какова будет отдача Еще чрезвы­ чайно высока себестоимость кормов, отсю­ да чрезвычайно дорога продукция живот­ новодства: молоко, мясо и т. д. И главная задача — удешевить ее. А для этого нужно поднять производительность труда. У нас производительность труда в 7—8 раз мень­ ше, чем у канадского или американского фермера. Сдвиги есть — например, свекловичные звенья с полной механизацией. Это дело пойдет, когда получат технику, но кроме насыщения техникой надо решить и другие вопросы, от которых зависит производи­ тельность труда. В Алексеевской совхозе есть один трак­ торист, который выращивает кук\рузу. Он один обеспечивает ферму, причем работает с четырьмя боронами И работает бескон­ трольно. Когда пришел, когда ушел — ни­ кто не интересуется, потому чт i дает хо­ рошую кукурузу, обеспечивает определен­ ный участок. Он, конечно, работает не 8 часов. Мы все ратуем за 7—8-часовой рабочий день, но ведь в сельском хозяйстве другие условия, чем в городе, там приро­ да — почва, климат и т. д.— нами команду­ ет. надо с этим считаться. Ведь крестьянин раньше на заре вставал и с зарей ложился. Я не хочу сказать, что человек должен вы­ матываться. но в какой-то ответственный период нужен другой подход, потому что нельзя бросать начатое дело, потому что природа сама погубит наши труды, распо­ рядится без нас. Как ставить вопросы сельского хозяйст­ ва нам, очеркистам’ Мы должны воспиты­ вать нашего молодого человека и, в частности, сельского работника на правде. Нужен трезвый взгляд на жизнь, разговор обо всем, на полную правду Надо ставить дискуссионные вопросы,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2