Сибирские огни, 1965, №8

читать. А здесь надо работать. А ишо ребята обижаются, что девки по вечерам с тобой сидят — им тоскливо одним, ребятам-то. — Пусть тоже приходят... — Я ей одно, она — другое. Уезжать, говорю, надо! — Но почему? — Д а потому, что ты, змея ползучая, суешь нос, куда не надо.— От ­ того ли, что ослаб здорово, или оттого, что давеча в сельсовете сильно пе­ репугался, Егор не мог дальше сдерживать себя.— Последний раз тебе говорю: не уедешь, пеняй на себя. Галина Петровна словно онемела, только моргала голубыми г л а ­ зами. — Д в а дня тебе на сборы — дальше... смотри сама,— подытожил Егор.— Жалеючи , говорю. Всё. Иди отсюда, чтоб я тебя больше не видел! — Вы в своем уме? Как вы смеете... — Еще раз говорю: хлопнут, и концов не найдешь. Галина Петровна поднялась с табуретки. И молча вышла из избы. Через два дня она уехала. Вместе с Кузьмой, которого вызвали в район, и следователем. О причине отъезда ск а з а л а неопределенно: — Нужно... В Б а к л ан ь больше не вернулась. 9 И з района Кузьма ехал с заданием: срочно, кто не отвез хлеб по продналогу, чтоб вывезли. И поговорить на сходке с крестьянами, может, кто сверх налога раскошелится. Хотя бы помаленьку. Богачей, если не дадут, обыскивать. Спрятанный хлеб считать достоянием государства. З а д а ч а нелегкая. Это не то, что собрать ворчливых^ мужиков на лесо ­ заготовку или на строительство школы. Это хлеб. Хлеб есть> н0"* п0* ловина по ямам, половина — семенной, неприкосновенный. В районе строго-настрого предупредили: не махать наганом без дела, убеждать словами. Богачей, зажимающих хлеб, всенародно осуждать. «Ты сперва найди его, а потом считай достоянием государства»,— невесело думал Кузьма. ...Первое, о чем он позаботился,— чтобы от каждого семейства на сходке присутствовал глава семьи и старшие сыновья. Баб на собр а ­ ние _ не пускать. Некоторый опыт показал ему, что этот народ по части собственности более стойкий, чем мужики. __ Собрались в церкви. Можно было собраться в школе (пол в настелен, потолок тоже), но у Кузьмы был свой р а с ч е то в сломанную церковь богомольные бабы не пойдут. Не пойдут т ак же и старики. А они-то ка к раз и не нужны там. * * * Д ол го рассаживались, кто на чем: кто прямо на П0ЛУ-_^Т° з дома табуретку... Расселись. Помялись, покряхтели и закурили, [екоторые, правда, держались - то и дело выскакивали курить на ули- V и очень мешали. Кузьма счел нужным объяснить: _ р а з церковь без креста, значит курить можно. Это когда на еркви крест, тогда нельзя. Б0ЛН уж е "хл ебС° т о в а р и щ и , - нТчал Кузьма, когда расселись и стало е м н ш о п о т и ш е - К т о ш? налогу не вывез - это само собой: надо завт- а же вывезти. Но надо еще сверх налога - сколько можем. 7 Сибирские огни № 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2