Сибирские огни, 1965, №7
есть электро- и газосварка. Конечно, этот «минимум» не дает возможности вести у себя дома полноценный капитальный ремонт тракторов и комбайнов. А Адаменко не хочет гнать машины в «Сельхозтехнику». Далеко, и дорого берут. Капитальный ремонт одного трактора — это треть его номинальной стоимости. Если же приходится заменять раму или головку блока — плати особо. Не желают колхозники артели имени Энгельса заключать и договор о полном тех ническом обслуживании на условиях «Сельхозтехники». Понаслышались сетований со седей, обременивших себя такими договорами. У «Сельхозтехники» план выражен в рублях, которые ей платит колхоз за ремонт машин. Чем больше рублей, тем для них лучше. Поэтому ремонтники стараются заме нить целый узел там, где достаточно реставрировать одну деталь. О технических кадрах колхоз тоже сам заботится. А их ковать не просто и не один год. Сейчас трое бригадиров учатся заочно в техникумах. На колхозный счет кончает институт будущий инженер. Вот и Адаменко без отрыва от работы закончил техникум, сейчас учится в Ал тайском сельхозинституте. Двадцать семь заочников в колхозе! Но пока... всю техническую интеллигенцию здесь представляет один-единственный механик со средним образованием. Думается, повсеместная ликвидация МТС принесла больше вреда, чем пользы, особенно экономически слабым хозяйствам, каким был в те годы и николаевский кол хоз. Поспешность в этом деле привела к тому, что даже в таком мощном хозяйстве, как известный колхоз «Родина», возглавляемый Федором Митрофановичем Гринько, закупившем всю Зеркальскую МТС «на корню», машины не стаАи работать лучше, а урожаи... пошли вниз. Разумеется, возврата к старому нет. Но все полезное, годами накопленный опыт в эксплуатации машинного парка, в организации ремонта и технического контроля нуж но и должно использовать. И очень важно, чтобы специалисты «Сельхозтехники» были заинтересованы прежде всего в долговечности и в лучшей эксплуатации машин, а в конечном счете, в урожае. Адаменко тогда сознался, что система обслуживания колхозной техники не дает ему ни сна, ни покоя, и мириться с существующим положением он не будет. Этот разговор получил неожиданное продолжение на полевом стане второй брига ды, куда опять мы заехали к концу дня. Самоход маячил на прежнем месте, могучий парень сидел на земле и без аппе тита жевал хлеб с салом. — Форсунки заменил,— доложил он тоскливо,— а дизель не работает, хоть трес ни. Механик тут был, велел обождать до завтра, с буксира, говорит, заведем. — Вот она, инженерная служба, без ножа режет... А сколько таких случаев! —• вздохнул Николай Тимофеевич и, скинув пиджак, сам полез на комбайн. Завели его уже перед сумерками. А надо было засветло вернуться в третью бригаду: цилиндры все еще покоились в багажнике. Солнце коснулось горизонта, когда мы их передавали из рук в руки просиявшему комбайнеру. К нам подошли еще двое механизаторов. По их разомлевшим лицам скатывались прозрачные капли влаги, 'мокрые волосы топорщились. — Ну, как баня? — поинтересовался Адаменко. — Что мать родная,— пробасил один. А другой только отдувался и смахивал пот со лба. — По моему проекту баньку на стане построили,— довольно улыбнулся председа тель и сдвинул соломенную шляпу на лоб. Подошли еще люди, завязалась неторопли вая беседа о разных неотложных и текущих делах. Между тем смеркалось. Адаменко поднес к глазам часы: — Поехали. Надо еще на станцию заскочить, насчет грузов распорядиться. В Николаевку возвращались затемно. Николай Тимофеевич поставил машину в гараж и пригласил меня к себе на ночлег. Мы медленно шагали вдоль растянувшегося
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2