Сибирские огни, 1965, №7
— Найдется... Поехали во вторую. Теперь багажник «Волги» открылся для неудачливого бога тыря. А мы уже снова в пути. — В Назаровку сбегаем, в «Красный Октябрь», тут рядом,— пояснил Адаменко. Было далеко за полдень, становилось прохладнее. На той назаровской дороге мне Адаменко неожиданно и поведал свою биографию. — Вот здесь я целину пахал,— показал он туда, где виднелся сильно сглаженный временем и плугами древний курган. Мы еще вернемся к разговору о целине: не всему, думаю, следует рукоплескать, что было сделано в Кулунде за последние десять лет. Но, черт возьми, -не каждый мо жет вот так просто и вместе с тем гордо сказать: эту землю я поднимал! Адаменко в 15 лет сел за рычаги трактора: шла война. В двадцать три года стал замполитом в машинно-тракторной станции. Назаровская МТС гремела. Здесь работал один из первых алтайских механизаторов, Герой Труда Павел Губин. Многие из тех, кто рядом с ним когда-то прокладывали первую самостоятельную борозду, теперь ста ли инженерами, агрономами, руководят колхозами и совхозами. Да ведь и Николай Тимофеевич председательствует уже восемь лет! ...Въехали в Назаровку, остановились у бревенчатого склада запасных частей. — Заходи, выбирай, что тебе нужно,— с невероятным для людей этой профессии радушием пригласил кладовщик, видно, старый друг Адаменко. Цилиндры с поршнями он выдал «без звука». Некоторые сомнения вызвал у него дефицитный ремень к ком байну, вытащенный Николаем Тимофеевичем из дальнего угла. — Последний остался...— умоляюще посмотрел он на председателя.— Э-эх, да лад но, бери, вы же нас тоже выручали...— И тут же, толкнув меня заговорщицки в бок, поторопил:— Давай, давай, неси все в машину. Уложив сокровища в багажник, двинулись в обратный путь. Больше я не вытер пел и откровенно сказал председателю, что не понимаю его роли на уборке то ли он помощник механика, то ли экспедитор. — Так, видишь, мне-то запчасти запросто дают, а пошли, допустим, того же ме хан ика— шиш с маслом получит,— усмехнулся Адаменко. И, тут же став серьезным, он заговорил о плохом обслуживании машин в колхозе, о вечных нехватках запчастей, о том, что выработка на трактор и комбайн сейчас значительно ниже, чем была в МТС, и квалификация механиков и бригадйров не та. Над словами председателя стоило за думаться. Что же произошло? Семь лет назад колхоз купил в МТС технику, и, как говори лось в то время, «на земле остался один хозяин». Но у этого хозяина не было самого необходимого для того, чтобы правильно распорядиться приобретенными орудиями про изводства: не было хороших мастерских, грамотных умелых ремонтников, не было спе циалистов по эксплуатации машин. Колхозные механизаторы сразу лишились техниче ского руководства. Это повело к кустарщине на ремонте и бескультурью в использо вании техники. В конце концов все зависит от кадров Инженеры, механики, наиболее квалифи цированные рабочие из МТС в колхоз не перешли. Я могу перечесть по пальцам всех своих друзей-комбайнеров, с которыми вместе работал в Шипуновской МТС в первые целинные годы и которые теперь обретаются где угодно, только не в колхозах. Один водит бульдозер на стройке, другой устроился мотористом в «Маслопром», третий — механиком на мясокомбинат в Казахстане, чет вертый, пятый, десятый по-прежнему живут на усадьбе МТС, где сейчас разместилась «Сельхозтехника», трудятся в мастерских, на кирпичном заводе, на электростанции. А мой бывший сосед, прекрасный знаток комбайнов всех марок от «Оливера» до оте чественных самоходов, профессор своего дела, учивший меня тонкостям ремесла... за ведует баней. Прибывшие на целину из города инженеры долго не задержались. В кол хозах остались работать трактористы да кое-кто из комбайнеров. Колхоз имени Энгельса оказался, как и многие другие хозяйства, в затруднитель ном положении. Пришлось строить собственные мастерские. Приобрели пару станков,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2