Сибирские огни, 1965, №7

— Найдется... Поехали во вторую. Теперь багажник «Волги» открылся для неудачливого бога­ тыря. А мы уже снова в пути. — В Назаровку сбегаем, в «Красный Октябрь», тут рядом,— пояснил Адаменко. Было далеко за полдень, становилось прохладнее. На той назаровской дороге мне Адаменко неожиданно и поведал свою биографию. — Вот здесь я целину пахал,— показал он туда, где виднелся сильно сглаженный временем и плугами древний курган. Мы еще вернемся к разговору о целине: не всему, думаю, следует рукоплескать, что было сделано в Кулунде за последние десять лет. Но, черт возьми, -не каждый мо­ жет вот так просто и вместе с тем гордо сказать: эту землю я поднимал! Адаменко в 15 лет сел за рычаги трактора: шла война. В двадцать три года стал замполитом в машинно-тракторной станции. Назаровская МТС гремела. Здесь работал один из первых алтайских механизаторов, Герой Труда Павел Губин. Многие из тех, кто рядом с ним когда-то прокладывали первую самостоятельную борозду, теперь ста­ ли инженерами, агрономами, руководят колхозами и совхозами. Да ведь и Николай Тимофеевич председательствует уже восемь лет! ...Въехали в Назаровку, остановились у бревенчатого склада запасных частей. — Заходи, выбирай, что тебе нужно,— с невероятным для людей этой профессии радушием пригласил кладовщик, видно, старый друг Адаменко. Цилиндры с поршнями он выдал «без звука». Некоторые сомнения вызвал у него дефицитный ремень к ком­ байну, вытащенный Николаем Тимофеевичем из дальнего угла. — Последний остался...— умоляюще посмотрел он на председателя.— Э-эх, да лад­ но, бери, вы же нас тоже выручали...— И тут же, толкнув меня заговорщицки в бок, поторопил:— Давай, давай, неси все в машину. Уложив сокровища в багажник, двинулись в обратный путь. Больше я не вытер­ пел и откровенно сказал председателю, что не понимаю его роли на уборке то ли он помощник механика, то ли экспедитор. — Так, видишь, мне-то запчасти запросто дают, а пошли, допустим, того же ме­ хан ика— шиш с маслом получит,— усмехнулся Адаменко. И, тут же став серьезным, он заговорил о плохом обслуживании машин в колхозе, о вечных нехватках запчастей, о том, что выработка на трактор и комбайн сейчас значительно ниже, чем была в МТС, и квалификация механиков и бригадйров не та. Над словами председателя стоило за ­ думаться. Что же произошло? Семь лет назад колхоз купил в МТС технику, и, как говори­ лось в то время, «на земле остался один хозяин». Но у этого хозяина не было самого необходимого для того, чтобы правильно распорядиться приобретенными орудиями про­ изводства: не было хороших мастерских, грамотных умелых ремонтников, не было спе­ циалистов по эксплуатации машин. Колхозные механизаторы сразу лишились техниче­ ского руководства. Это повело к кустарщине на ремонте и бескультурью в использо­ вании техники. В конце концов все зависит от кадров Инженеры, механики, наиболее квалифи­ цированные рабочие из МТС в колхоз не перешли. Я могу перечесть по пальцам всех своих друзей-комбайнеров, с которыми вместе работал в Шипуновской МТС в первые целинные годы и которые теперь обретаются где угодно, только не в колхозах. Один водит бульдозер на стройке, другой устроился мотористом в «Маслопром», третий — механиком на мясокомбинат в Казахстане, чет­ вертый, пятый, десятый по-прежнему живут на усадьбе МТС, где сейчас разместилась «Сельхозтехника», трудятся в мастерских, на кирпичном заводе, на электростанции. А мой бывший сосед, прекрасный знаток комбайнов всех марок от «Оливера» до оте­ чественных самоходов, профессор своего дела, учивший меня тонкостям ремесла... за ­ ведует баней. Прибывшие на целину из города инженеры долго не задержались. В кол­ хозах остались работать трактористы да кое-кто из комбайнеров. Колхоз имени Энгельса оказался, как и многие другие хозяйства, в затруднитель­ ном положении. Пришлось строить собственные мастерские. Приобрели пару станков,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2