Сибирские огни, 1965, №7
люционного движения в нашей стране, с героической историей партии коммунистов. Перед читателем проходят картины су рового детства* и Ьности Ярославского. Автор показывает, как зарождалось и формировалось его марксистское мировоз зрение, как втягивался он в революцион ную организаторскую работу в родном З а байкалье, трудился над созданием первых марксистских кружков. Под его руковод ством росла и ширилась революционная пропаганда среди читинских рабочих, скла дывалась первая социал-демократическая группа. Он являлся одним из руководите лей созданного весной 1902 года Читин ского комитета РСДРП. Емельян Михай лович стал профессиональным революцио нером, прочно, навсегда связав свою судь бу с борьбой пролетариата, с судьбой его авангарда. «Веха в истории края, веха в жизни человека»,— справедливо замечает автор. В годы первой русской революции Яро славского не было в Забайкалье. Но плоды усилий Емельяна Михайловича и его това рищей дали себя знать. Читинское восста ние 1905 г. прогремело на всю страну. В это время Ярославский был уже в числе опыт ных партийных организаторов-большеви- ков, развернувших свою деятельность в центре страны. Петербург, Одесса, Тула, Нижний Новгород, Ярославль — таков д а леко не полный перечень городов, в кото рых ему тогда пришлось вести напряжен ную партийную работу. Это было незабываемое время! В декаб ре 1905 г. Емельян Михайлович, участник Таммерфорской конференции, впервые ви дел и слышал В. И. Ленина. Память о встречах с Лениным осталась на всю жизнь. Нелегко сложился жизненный путь Яро славского. А(эест в мае 1902 г. был лишь началом его тюремного «университета». Но ничто — ни тюрьмы Читы и Одессы, Пе тербурга и Москвы, ни каторга в Горном Зерентуе, ни ссылка в суровой «якутке», никакие угрозы палачей — не сломили большевика-ленинца. Ярославский всегда оставался верен делу революции, делу, ко торому посвятил всю жизнь. И эту черту ярко раскрыл автор книги. Широкой и многогранной была деятель ность Ярославского в Сибири. В. Агалаков убедительно показывает, что Сибирь всег да занимала большое место в жизни Емель яна Михайловича. Здесь он получил бое вое крещение^ здесь провел не менее поло вины жизни. И где бы ему нК приходилось жить и работать, связь с Сибирью, с сиби ряками он поддерживал постоянно. Автор правдиво раскрывает обстановку, в которой приходилось работать Ярослав скому в Сибири, характеризует многих его товарищей, участников революционного движения, отношения, которые складыва лись между ними. Книга В. Агалакова написана на весьма солидной источниковедческой базе. В ней использованы документы Иркутского об ластного архива, Центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма. Из этих материалов особое внимание при влекают дневниковые записи Ярославско го, относящиеся к периоду каторги в Гор ном Зерентуе. Сохранилось лишь неболь шое количество подобных документов, так ярко, ис-кренне и непосредственно расска зывающих о мыслях и настроениях рево люционеров в тюрьмах Сибири. К сожалению, книжка не лишена отдель ных неточностей и недостатков. Так, автор ошибочно считает Нерчинск центром катор ги (стр. 12). Однако Нерчинск стоял в сто роне от самой каторги, хотя она и назы валась «Нерчинской». На стр. 51 ссылка на записку революционера к матери не удачна — она была перехвачена тюремщи ками и не дошла до адресата. Следовало подчеркнуть также, что первая гектогра фическая прокламация Читинского коми тета РСДРП была составлена Емельяном Ярославским. Слишком бегло, скороговор кой в книге рассказывается о чрезвычайно насыщенном событиями периоде сибирской деятельности Ярославского в 1921—1922 годах. Подобная обобщающая книга о Е. М. Ярославском выходит в свет впервые. И з данные ранее работы касались лишь от дельных периодов его сибирской жизни и деятельности Книга В. Агалакова являет ся первой в серии «Замечательные люди в Сибири», выпуск которой начат Восточно- Сибирским книжным издательством. Д у мается, что новая серия будет встречена читателями с большим интересом, а работа иркутского историка о выдающемся рево- люционере-ленинце послужит для нее хо рошим началом. Н. Б а р а н о в а „ В Ы С Ш И Й Р А З У М . Ч Е Л О В Е Ч Е С Т В А " «...Наука становится нервной системой нашей эпохи». Эти слова М. Горького, сказанные еще в начале века, явились не только метким определением эпохи вели кой революции в естествознании, но и пред видением той роли, которую наука стала играть в наши дни. Интерес к науке и особенно к естество знанию был ,у М. Горького постоянен и страстен. Уважение к научной мысли — беспредельно. Оно было органически свя зано с мировоззрением великого пролетар ского писателя, с его концепцией Человека,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2