Сибирские огни, 1965, №7
ле. Разные люди встречаются на этом пути Ак-оолу. Талантливый мальчик-импровизатор Ко- кей-оол, с которым свела Ак-оола общая цель, поет свободно и красиво, как птица. Песня — его лучший друг и защитник. В ней он смеется над богатыми сынками, как и его отец, мастер горлового пения, погиб ший от руки богачей за смелую песню. В своих песнЛс отец словно рассказывал лю дям, «как хорошо жить на свете, дышать воздухом вольный степей, бурных рек и вы соких гор. Баям же хотелось, чтобы отец славил их знатность и богатство...» Тайга и степь— концертный зал Кокей-оола, эхо — его учитель, овцы — слушатели. Кажется, что горы одобряют его искусство. Мать благословляет его в дорогу, и вот он едет в Кызыл. Молчаливый тоджинец, с которым Кокей- оол и Ак-оол встречаются в интернате, ску чает по родной тайге, по берестяному чуму, оленям, кедровым шишкам и охотничьей собаке. Отца Дамдыная задрал медведь, и он даже не смог добраться до родного чу ма. Чужие люди завернули его в белое по лотнище и отвезли в горы (так раньше ту винцы хоронили покойников). С горя забо лела мать и умерла Не помог старый ша ман, лишь забрал последнее у сироты Д ам дыная за «лечение». Неизвестно, как сложилась бы судьба трех друзей, если бы не люди с красной звездой на шапке, показавшие тувинцам дорогу к грамоте и свету. Теперь-то они увидели и «черное чудо» — автомобиль, и куриц, и свиней, которых не знали тувин цы, и главное чудо - черную доску, белый мел. голубой глобус Школа произвела в их сознании подлинную революцию. Сегодня Дамдынай — председатель круп нейшего охотничьего колхоза. Изображает ся один день из его жизни. «Сколько зна ний и опыта нужно г -А?, чтобы руководить таким хозяйством: быть и звероводом, и лесничим, и зоотехником, и строителем, и даже собаководом»,— пишет Ак-оол. Дамдынай стал деловитым, энергичным человеком. Интепесы чела в нем сочетаются с заботой о людях суровой высокогорной тайги, с мечтой и борьбой за красивую, полную созидания жизнь. Друзья дали клятву встречаться через годы. И вот прошло 30 лет. И они снова вместе, эти седые ровесники. Кокей-оол вспоминает, каким был Кызыл в давние годы их юности, и сравнивает .его с обликом главной улины сегодня. Конт раст разительный, д^же для человека, ко торый знает r этом городе каждый уголок, каждый камень. Через всю повесть проходит прекрасный символ красной звезды. Она запомнилась трем друзьям на всю жизнь и стала путе водным маяком не только для них, но и для Rcero тувинского народа Каждый из них стал человеком со твездой r сердпе.. Тяжело заболел знаменитый охотник Мырла, требуется срочная квалифицирован ная медицинская помощь. Это повод для введения в рассказ доктора Балчыя и лет чика Ензака, который мастерски водит са молет, но не овладел искусством езды на коварной оленьей спине. Эти два образа как бы олицетворяют невиданный рост культуры в ранее отсталом крае: медицина и воздушный транспорт стали привычным, обиходным понятием даже в самых отца- ленных местах Тувы В нескольких живых деталях прорисовываются в повести харак теры этих людей. Вторая часть повести получилась, к сожа лению, слишком общей, наполненной раз личными сведениями из истории Тувы. Ав тору не удалась попытка беллетризировать историю строительства Усинского тракта, заседание хурала, участие тувинцев в вой не, вхождение в состаь СовеАжото Союза. Композиционно оборванной выглядит здесь главка «Хозяин тайги», в которой расска зывается, как ставший журналистом Ак-оол приехал к другу, чтобы написать о нем ки носценарий. Эпилог повести — «Огни Саянской ГЭС» — несколько декларативен, сбивает ся на сухую Л ерковопь. Факты и цифры художественно не реализованы, не согреты лично пережитым и выглядят отрывками из отчетного доклада. Впрочем, картины бу дущего Саянского моря нарисованы доволь но ярко, а самый финал книги получился торжественным и эмоциональным благода ря. необычному выступлению Дамдыная о счастливой звезде. В новой повести О Саган-оола есть по пытка по-своему подойти к разработке раз ных характеров, к обобщению фактов. Ма нера повествования проста и безыскуствен- на, в ней нет ни заманчивых ситуаций, ни поражающих оборотов. Уверенность, стро гость почерка — свидетельство художест венной зрелости писателя, зримо изобра зившего новую духовную жизнь современ ного тувинца. У К. К о з л о в П Е С Н И . 0 5 О Р Л И Н О М К Р А Е П е р в а я книжка стихов Георгия Кондакова скромно и символи чески называлась «Подлесок» (1959 г.). От стихов, спокойных и уверенных, веяло све жестью горных вершин, запахом сосновой смолки, слышался шум вековой тайги, се ребристый гонор таежных речек Через три года появился новый сборник поэта «Высо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2