Сибирские огни, 1965, №7

городом paccnei*, «ветру день и пальцем шевельнуть» н т. д. Олицетворение точно выражается и в отдельных эпитетах: «хмельной колокол», «свирепые сугробы» и т. п. Целиком построено на такого рода метафоризации маленькое живописное сти­ хотворение о весне: «Упрямый, молодецкого размаха, похоже, что слегка навеселе, идет апрельский ветер.. » Но картины природы должны доставлять не только эстетическое наслаждение. Даже на небо мы не смотрим бездумно. Вот лири­ ческий герой рывком поднял ребенка в эту «языческую синеву». И естественна, и не­ ожиданна концовка: Стою , взы вая древним ж естом не к ледовиты м облакам — а к н ер азведан н ы м , безвестны м м ирам , пространствам и векам! Большой эмоциональной силы достигает поэт в стихах о том, как измученная жаж ­ дой земля, на которой «зной шалел, бесчин­ ствовал карателем», ждет спасительного дождя. Но дождь так и не пришел, «дюжий гром умаялся», разбрелись тучи — «а гла­ за, сухие от отчаяния, все глядели вслед». Это уже человеческие глаза. Как тут не быть грусти и отчаянию, если и природа за­ частую не в ладах сама с собой, а люди бессильны помочь. Но еще больше зла может причинить че­ ловеку человек. И эту тему, такую живо­ трепещущую в наши дни, поэт не может обойти молчанием. Говоря о космонавтах, которые, как и все мы, живут на земле шум­ ной, деятельной, горячей жизнью, но гото­ вятся к путешествиям в другие миры, поэт задается вопросом: Н еуж ел и вы м ерш ая, страш ная, скорбны м пеплом м едленно пыля, завтра из косм ического странствия встретит их молчанием Зем ля? Ч у к тво тревоги, страха и протеста здесь подчеркнуто и отбором лексики, и тональ­ ностью, и чеканным, энергичным ритмом. Совсем неплохо, что при упорном жела­ нии найти «самого себя;/ поэт пробует свой голос в разных р гг мах: он может быть плавным и напевным, как в «Работе», или неровным, разговорным, с живыми взвол­ нованными интонациями, как- в полном бо­ ли и гнева стихотворении «Догорело, вы­ цвело на западе», где звучит вызов «божь­ им слугам», «иконникам», родителям люби­ мой девушки, которые се «снова заперли на десять запретов». В Пальчиков, несомненно, очень чуток к слову и ритму. Слова у него, как правило, крепко подогнаны, а ритм органически ели! с динамикой мыслей и чувств. Вот, напри­ мер, стихотворение «Погрузка сена...» Оно посвящено, громко выражаясь, поэзии крестьянского труда. О поэзии, о красоте на всех трех страницах нет ни слова, нет во­ обще ни одного «высокого» слова. Больше того, есть «семь потов», «давай», «хватко» и даже «черт меня возьми». Но столько в этом стихотворении свежести и силы, столь­ ко ни с чем ие,сравнимых ощущений здоро­ вого человека, всласть хлебнувшего радости физического труда, столько восторга перед красотой его, что хочется сразу же перечи­ тать его заново. А это не част§ случается. Стихотворение начинается в спокойном, не­ торопливом темпе, с некоторой даже «про­ хладцей»: П огрузка сена — тонкая работа. О но п одхода требует, сенцо. Постепенно темп нарастает, ритм стано­ вится более динамичным — работа более напряженной и трудной. Но вот воз го­ т о в— о н ‘нагружен сеном и «поплыл, пока- чливый и пышный» — и ритм снова замед­ ляется. Кончается стихотворение самой что ни на есть будничной сценой: М ой напарник, утираясь кепкой. — Д авай , зак урим , что л и ,— 4 говорит. А в душе остается праздничное волнение. О чем еще пишет В. Пальчиков? Об очи­ щающей силе осеннего леса, где «с душ не­ слышно облетает что-то, как с дерева — отжившая листва» О красоте, которая «бы­ вает — наконец-то понимаю! — обиднее уродства». О том, что нужнее — чуткость или черствость — малодушным и неради­ вым. И, конечно же, о любви. Не все сти­ хотворения В. Пальчикова отмечены пе- частью глубокой мысли и сильного чувства. Но общее впечатление от них хорошее, ра­ дужное, как краски доброго утра. И. Х а д а х а н э О Л Ю Д Я Х Н О В О Й Т У В Ы Н о в а я очерковая повесть О. Саган-оола «Счастливая звезда»1 в живой и яркой форме рассказывает о людях современной ТувБ. В центре произведения стоит образ журналиста Ак-оола, в ротором угадывают­ ся автобиографические черты. ...Мальчика из сумона Шеми будоражит рассказ о человеке с красной звездой и о больших событиях, происходящих во всей Туве. Его охватывает жаж да действия, и он отправляется в путь за своим будущим, за мечтой о школе и учебе в далеком Кызы• О. С а г а н-о о л. С частливая зв езд а . П о весть. М ., Д етги з, 1964,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2