Сибирские огни, 1965, №7
К сожалению, в литературе нам еще при ходится сталкиваться не только с воспе ванием «подвигов», подобных «подвигу» Черняка, но и с восторженным умилением по поводу действий, о которых словами За- вязина можно сказать: «Просто — честная работа...» Примитивизм, поверхностный и безответ ственный взгляд на действительность — од на из самых распространенных причин раз личных писательских «аномалий». Цикл рассказов Ю. Гринько называется «Весенние ветры» (1963, № 6). Читаем- рас сказ «Чудак». Автор едва не со слезой уми ления повествует, как монтажник Валерка Армашев, книголюб и бессребреник, отдал последний рубль торговке, которая потеря ла где-то свчй и все причитала, что у нее украли. «Видишь ли — объясняет Валерка рассказчику свой поступок.— Этот случай, может быть, заставит ее поверить, что не все люди такие свиньи, как ей кажется». Добро тут направлено явно не по адресу. О том, как реагируют на доброту и щед рость Валерок подобные типы, хорошо на писал А. Яшин в повести «Сирота». Воз можно, тетка эта и не станет отныне считать всех людей свиньями. Она будет отличать . от свиней беспорочных агнцев^которых лег ко стричь за «здорово живешь»,— что из этого? Фактически Валерка лишь поощрил паразитические наклонности торговки. А Ю. Гринько ею поддержал. Молодец, мол, берите и вы с него пример, ребята! Есть еще в цикле рассказ «Рупь и медь». Горная машина при проходке будто выго варивает: «рупь», «рупь», «рупь»... И верно: каждый метр проходки добавляет к зара ботку бригады лишние рубли. Но вдруг го лос машины изменился. В нем слышится: «медь», «медо», «медь»... Давно ли? — зад а ет вопрос рассказчик. И отвечает: «С того дня, когда наша бригада решила бороться за звание коммунистической». Конечно же, Ю. Гринько не сочинял злобного анекдота по поводу движения бригад коммунистического труда. Подвела несерьезность подхода к серьезной теме. Анализ жизни подменен демагогической байкой, ничего, кро*ле профанации и опош ления темы, не несущей. Не менее удивительное впечатление про изводят рассказы А. Золина «Цветы» и «Вместе со звездами» (1963, № 11), А. По- ташина «Стечение обстоятельств» и «Тепло, которое не замечаем» (1963, № 11), «Север ное сияние» Ь. Марысаева (1963, № 12). У Марысаева речь идет о трактористе, бывшем партизане, потерявшем в блокад ном Ленинграде семью, хмуром, молчали вом человеке. Почему-то рассказчик зара нее скверного мнения об этом Ковалеве: молчун какой-то, кто знает, что у него на душе,— темный человек. Однажды рассказ чик едет с Ковалевым на тракторе через тайгу. В дороге у того разболелись зубы и он сам выдрал себе больной зуб тракторны ми клещами. Вывод: «Я сидел рядом с Ко валевым и думал, что далеко не всегда сле дует судить о человеке со слов других лю-, дей». Рассказ А. Поташина «Стечение обстоя тельств» напоминает марысаевский. Бывший > пограничник Халаимов выпил в дурной ком пании, под хмельком явился на работу. Егр решили уволить: подозрительный тип, тоже молчун, как и Ковалев. А он задержал бан дита. «Прости, мы не знали»,— извиняют ся вчерашние увольнители. Чего не знали? Что Халаимов был пограничником? Что он может задержать бандита? Так ведь его не за то хотели гнать, т о не верили в его спо собность быть пограничником, а за молчали вость и выпивку. Так хорошие и честные люди были оскорблены враждебной подозрительностью. И те, кто в этом повинен, конечно, не зло намеренные мерзавцы — просто убогие, ум ственно и нравственно ограниченные люди. Но убожество и надо изображать, как убо жество, то есть как отклонение от нормы, а не представлять в виде нормы. А. Золин описывает, к примеру, двух растяп. Один вез жене в роддом цветы, не доверил стюардес се, вежливо предложившей свои услуги, и растоптал их ногами. Другой, выкладывая кирпичную стену, забыл сделать полагав шуюся нишу. Первый потом искренне сокру шался и .выклянчил чужие цветы, предна значавшиеся другому человеку. Второй всю ночь после рабочего д н я , перекладывал ис порченную стену. Можно и об этом напи сать так, как оно того заслуживает,— с юмором, с иронией. Но писатель на полном серьезе восхищается обоими героями. Ка кой, мол, «хороший нескладный человек»! ...Не так давно милиция одного из не больших городов Свердловской области была обеспокоена серией краж, «почерк» которых обличал опытного и ловкого пре ступника. Был он вездесущ, удачлив, раз борчив и неуловим. Проникая в магазин ночью, едва не на глазах бодрствующего сторожа, либо днем во время обеденного перерыва, он опустошал кассу, а при от сутствии в кассе денег брал только дорогие конфеты, коньяк, хорошие папиросы, меха нические игрушки и транзисторы. За корот кое время общая сумма краж составила свыше трех тысяч рублей.- Каково же былб удивление работников угрозыска, когда перед ними предстал уче ник шестого класса Сергей Ж.; пионер, от личник! Действовал он вполне самостоя тельно, корыстных целей не преследовал. Краденые сласти, игрмнки и транзисторы раздавал детишкам, коньяком и папиросами угощал взрослых пропойц На те же цели тратил й деньги. Пока местные пинкертоны искали усатого громилу с замашками мон- те-карлоского прожигателя жизни, портрет Сергея Ж. украшал в качестве назидатель ного образца детскую комнату городской милиции. Парадокс? Но если вдуматься, парадокса нет. Живет мальчишка — мечтатель, талантли вый, изобретательный, трудолюбивый.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2