Сибирские огни, 1965, №7
дружбы народов, идею мирного трудового сотрудничества людей, автор избегает при митивной однолипейиости, схематичности, и * это приносит ему удачу. Повесть привлекает не просто ярким ко лоритом, правдивостью бытовых деталей, что всегда ценится в историческом произве дении. В ней — правда историческая, прав ду психологическая. Отряд ушкуйников идет грабить полуни щий северный народец. Читателю жаль югорцев, жаль предательски убитого ручно го лося, принадлежащего русскому охотни ку Ждану, побратавшемуся с Югрой, жаль Ж дана, поставленного недоброй волей зем ляков в положение изменника. Совесть чи тателя восстает против новгородцев. Но вот югорцы обманным путем завлека ют безоружных русичей небольшими пар тиями в свой городок и вероломно расправ ляются с ними. И читателю уже жаль уш куйников, совесть его восстает против югорцев. Так приходит понимание, что одно пре ступление неизбежно порождает другое. Что вражда между народами, стремление одно го народа наживаться за счет другого всег да отвратительны и даже хороших, умных, смелых людей превращают в грязных пре ступников. Автор очень точен ь своих мо рально-этических оценках. Яков Прокшин, Омеля, Ждан и Вах вызывают v нас симпа тию. Мы понимаем, что субъективно перед нами очень хорошие люди, не злодеи, не грабители и убийцы по призванию или из корысти. Они просто рабы своего страшного времени. Зато достойны ненависти и боя рин Вяхирь, и югорский князек, и шаманка, и холоп Вяхиря Савка — низкий, трусливый человечишка, предавший своих соотечест венников не из сочувствия к югорцам, а из , низменной корысти. Жаль, что иной раз автор словно бы не доверяет читателю, начинает формулиро вать идею повести в еиллогизмах, рассуж дениях. Это не только сообщает вещи ди дактический налет, снижает силу ее эмо ционального воздействия, но и сужает, обедняет идейное содержание произведения, обращающего мысль читателя не к одним стародавним временам. А ведь это одна из коренных задач ис кусства — будить мысль, заставлять думать о современности. Мне ппедставляется главным достоинст вом повести О. Корякова «Формула сча стья» именно ее интеллектуальность, ее на сыщенность раздумьями. Семнадцатилетняя Инга на пороге само стоятельной жизни (она учится в девятом классе) как бы проверяет надежность того умственного и нравственного багажа, кото рый она вынесла из школьных стен. Она внимательно вглядывается в окружающих, старается разобраться в сложных явлениях действительности, много думает, читает, спорит. Не скрывая грусти, она признается себе: «Ползет жизнь-то, пока что неприметная, обыденная, серенькая...» Лет пятнадцать на зад прочитав или услышав такое от сверст ника, комсомольцы, вроде другой героини повести — Милы Цапкиной, непременно вы звали бы Ингу на комитет, организовали бы «персональное дело». Как! Упадочнические настроения! Это наша-то жизнь обыденная, серенькая!.. Но что же вы хотите от девушки, кото рая до семнадцати лет только получает от жизни, только впитывает в себя, как губка, опыт людей, а сама еще не сделала ни еди ного самостоятельного шага? Правда, Мила Цапкина находится в точно таком же по ложении, а не предается «упадочническим» настроениям. Но Цапкина, как она показа на в повести, никогда и не выйдет из этого положения. Она в жизни останется лишь прилежной ученицей, отличницей-зубрилкой. В ней нет творческой жилки. Для нее со стояние школьницы — естественное и непре ходящее. Недаром ведь и прозвище у нее — Догматик. Инга же по натуре — искатель, творец. Пока эти искания выражаются в чтении Хемингуэя, Стейнбека, «Писем об изучении природы» Герцена, в вопросе, задаваемом юношам-одноклассникам,— хотят ли они по лететь в космос, в теме сочинения —«Нуж ны ли нам Павки Корчагины?». И творчест во Инги — это пока лишь подсказанная ею мысль организовать' в школе клуб «Иска тель». Но все это именно пока, которое и подчеркивает Инга, ссылаясь на непримет ную свою жизнь. Она-то при этом пони мает, что все настоящее у нее впереди и скоро уже начнется. А сейчас надо обога щать и обогащать свой ум, сердце, душу, чтобы было что отдавать людям. Идеал Инги — «большой, сильный, умный человек», у которого «должны быть широ кие интересы, высокий интеллект, спокойное упорство, деловая, без внешних эффектов одержимость идеей». К такому идеалу стре мится «Инга, осуждая боящуюся думать са мостоятельно Милу Цапкину, ее мещанку- мамашу, нравственного урода Вадима и буквально благоговея перед школьным сво им учителем Венедиктом Петровичем. «А мы вполне могли бы с ней дружить»,— говорит об Инге ее ровесница Рано, говорит из будущего века и от его имени И эта са мая высокая оценка, какую может дать пи сатель своему герою: померить его завтраш ней мерой и признать достойным. Лично я, как читатель, согласен с этой оценкой. Ибо, хотя и понимаю, что XXI век О. Коряков вы думал, верю в действительность Инги, в не- угасимость ее порывов. Инга права: «Герои меняются, каждая эпоха выкраивает их по- своему». В Инге видим мы нашу современ ницу, стремящуюся понять свое время и быть на его уровне. •Творец, искатель, деятель, ничего не при нимающий на слепую веру, за все чувствую щий личную ответственность, человек, на деле, а не на словах убежденный в истори ческой правоте коммунистических идей и потому готовый отстаивать их не только пе ред лицом классового врага, но и й любых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2