Сибирские огни, 1965, №7
Чупин, член бригады, борющейся за зва ние бригады коммунистического труда». Рассказ завершается приказом из двух параграфов, где говорится о переводе, по просьбе бригады, монтажника Чупина в другой коллектив и выносится предупреж дение Гранину, Ларионову и Колесникову «за попытку рукоприкладства». В рассказе налицо конфликт, принимаю щий форму антагонистического спора. Что же разделяет противников? Может, отноше ние к собственности, и спорят «жмот», ку лачок, с одной ртороны, и бессребреники, с другой? А может, речь идет о социалисти ческом сознании, и один индивидуалист противопоставлен трем коллективистам? Нет, старые, привычные определения кон фликтов тут неприменимы. Конфликт тут новый, рожденный именно сегодняшним днем. Чупин с точки зрения обычной житей ской морали, не сделал ничего предосуди тельного. Более того, он сделал именно то, что от него требовали. Сделал скрупулезно и, если хотите, честно, то есть не скрыл ни поношенности стрревших штанов, ни уде шевленной микропористой подошвы на од ной паре штиблет. С другой стороны, в свете все той же морали, товарищи Чупина по бригаде под лежат общественному осуждению, что, кста ти, и отмечено я приказе. Общественная мораль, однако, не есть нечто неизменное, застывшее. Правда, нормы новой нравст венности не могут быть введены с сегодня на завтра, как вводятся в обращение но вые денежные знаки. Эти нормы рождаются и утверждаются в трудном и' длительном преодолении сложившихся мнений и обвет шавших традиций. У нас, хорошо знакомых с демагогией вре мен культа, крайнее отвращение вызывает прежде всего противоестественное сосед ство в заявлении Чупина чисто делового перечисления убытков с подчеркиванием двух «идеологических» моментов— факта добровольной работы пострадавшего и факта его принадлежности к бригаде, бо рющейся за звание бригады коммунисти ческого труда Со стороны чисто практиче ской Чснину вовсе не следовало акцентиро вать внимание начальства на этих фактах: ему бы и так уплатили по счету. Но в том- то и дело, что демагог остается демагогом, даже когда от этого ему нет никакой пря мой корысти. Крохоборчество, мелочность души, прикрываемые громкими словами о коммунизме и патриотизме,— что может быть отвратительнее! В рассказе В. Сапожникова «Федя, схо ди за водой» перед нами другой выходец из вчерашнего дня. так сказать, начальник от рождения,— тупое и жалкое ничтожество, убежденное в своем, призвании руководить людьми приказывать им Самое удивитель ное, что студенты, едущие с Федей на цели ну, вначале принимают эти притязания как должное. И бессмысленность Фединого «руководства» обнаруживается лишь тогда, когда отряд целинников разбивается на ма ленькие группки, распределившиеся по раз ным бригадам. Феде просто стало некем руководить, а больше он ничего делать не умел, и тогда все увидели, что он — пара зит, Тунеядец. В другом рассказе — «Тень капитана Беллипга» — В. Сапожников нарисовал за поминающийся образ капитана Чернова, внешне простоватого, «маленького» челове ка, почти неудачника, живущего во всех от ношениях трудно и вроде бы скудно, но в. своем деле — при обезвреживании остав шейся от войны бомбы — проявившего столько подлинного мужества, гуманизма, ума, выдержки, любви к жизни и самооб ладания, что гибель его от подло запря танной в бомбе мины потрясает, и его пре дыстория выглядит уже в совершенно ином свете. Мы видим, что вся жизнь этого скромного человека была прекрасной, вся была трудном подвигом служения людям. Произведения, вскрывающие новые кон-) фликты, исследующие новые проявления сознания советского человека, определяют главную линию развития нашей литерату ры, хотя, возможно, и не стали еще в ней количественно преобладающими. Не стали количественно преобладающими и в «Ураль ском следопыте» вещи, подобные «Форму ле счастья» О. Корякова или рассказам В. Сапожникова. В журнале нередко появ ляются произведения, варьирующие далеко не новые идеи и повторяющие давно отра ботанные сюжетные «ходы» Молодой человек (или девушка) впервые сталкиваются с серьезными трудностями жизни Они либо успешно преодолевают эти трудности — «Прыжок» Л. Александрова (1963, № I), «След храброго» Е. Рыбнико ва (1963, № 4), «Моеквичка» Е Марысаева (1963, № 8) и его же «На катере» (1964, № 10). Либо оказываются неспособными их преодолеть и тем самым разоблачают себя в глазах окружающих,— «Программой' не предусмотрено» Г. Вабакова (1963, № 3). Другой вариант: герой (героиня) приеЬжает с теплого и благоустроенного юга на суро вый, неблагоустроенный север, где ему (ей), естественно, не нравится В ближай шее время либо наступает прозрение, и ге рой навсегда влюбляется в Сибирь («День рождения» Р Недосекина, 1963. № 3), либо прозрение не наступает и герой не желает отдавать удобства городской цивилизации за романтику таежных будней С<Дым таеж ных костров» В. Михневича, 1964. № 1). Во всех случаях не можешь отделаться от впечатления чао гДе-то уже это читал. v И снова склоняешься к азбучной, но. увы, столь часто забываемой истине, что лите ратура становится подлинным искусством, когда она не просто профессиональна, но когда она превращается в открытие, хотя бы маленькое Казалось бы. вот уж где трудно что-ли бо открыть — в повести о ноягопплских ушкуйниках «Поход на KVpv» А Помнина (1963, № 3—4). Но провозглашая идею
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2