Сибирские огни, 1965, №7
небо наконец. С точки зрения хозяйствен ной, зонт с наколотыми в нем дырками тем более бесполезен. Но нам почему-то жаль не Славку, которому упорно не везет в этот дождливый вечер, а капитана. В чем дело? В. Крапивин — романтик. В самом пря мом и точном смысле этого слова. Романти ками были Гофман, Метерлинк, Грин... Ансельм верил в существование Золотых змеек. Тильтиль и Митиль искали Синюю птицу. Ассоль знала, иго придет за нею ко рабль под Алыми парусами... Обыватели смеялись над ними: «Сказка! Чудес на свете не бывает!» Трясина духов ного оскудения, стена равнодушия и жи вотной тупости, рядящиеся в одежды прак тичности и благоразумной трезвости, вста вали на пути героев. Но они шли. И нахо дили свое. И побеждали. Им открывались и Золотые змейки, и Синяя птица, и Алые па руса... Славка тоже идет за своей мечтой. Он привлекает нас тем, что упорно оберегает и хранит ее трепетный огонек, сколько бы ледяной воды ни выплескивали на него встречные обыватели. Пусть попадаются на пути капитаны-солдафоны, вся жизнь кото рых расписана, как устав,; по параграфам с неизменными «положено» — «не положено». Все-таки есть на свете настоящий Капитан. Он завтра уплывает на корабле в дальние страны. И ему так нужны родные'звезды под чужим небом, хотя бы даже эти звезды были не настоящие, а выколотые перочин-' ным ножом на старом черном зонте! Так рассказчик укрепляет уверенность читателя в необоримости мечты, показыва ет, что счастья достоин и по-настоящему счастлив может быть лишь тот, кто не за коснел в мещанской «премудрости», не превратился в механического человека-ро- бота, а сохранил в себе и умножил искон ную человеческую способность вносить в мир, в отношения людей свою, небывалую красоту. Толя Архипов из рассказа Л. Румянцева еще в детстве заказал себе навсегда пере ход за «красную черту». Мальчишкой за бежал он как-то в котельную большого дб- ма, когда лвррь с табличкой «Посторонним вход воспрещен» была распахнута настежь, а внутри никого не было Пламя гудело в котлах. Беспокойная стрелка на странных часах прыгала на красной черте. Потом вбежали люди, схватили Толю, вытащили наружу. Позже мальчик узнал: с котлом случилась авар/я, оч едва не взорвался А еще позже понял: «Жизнь сложнее и жестче. Далеко не на всех ее опасных перекрест ках стоят светосЬоры и таблички, и челове ку очень часто приходится решать самосто ятельно — трогать или не трогать, плыть или не плыть?» «Красная чеота» предупреждает не толь ко о риске (Ьизичегкой гибели. Ведь, ска жем, т о м у же крапивинскому Славке ника кая видимая опасность не грозит, но оста новись он на «красной ч р р т р » обыватель ского мировоззрения, поступись своей ро мантической, творческой натурой — и прев ращение в потребителя, иными словами — духовная гибель ему обеспечена. Это ли не опасность! В лучших из рассказов, опубликованных в «Уральском следопыте», таких, как «Тень капитана Беллинга» (1963, № 1) и «Федя, сходи за водой» (1963, № 11) В. Сапожни- кова, «Океанолог с озера Ташкуль» О. Ко- рякова (1963, № 9), «О серебряном коготке и бумажной гильзе» О. Тихомирова (1964, № 11), и некоторых других, «красная чер та» проходит, так сказать, по малоиссле дованной территории. Рассказы эти интере сны тем, что открывают новые аспекты дей ствительности, новые грани характеров, обнаруживают современную точку зрения на предмет. И потому запоминаются, за ставляют о себе думать, а значит, достига ют той цели, которую ставил автор. При мер тому — рассказ А. Граевского «Приказ из двух параграфов» (1963. № 1). По форме он целиком подходит под оп ределения когда-то усиленно пропагандиро вавшейся лефовцами теории «литературы факта». Как будто ни одного слова не ска зано «от автора». Только «документы»: ра порт коменданта палаточного городка стро ителей с наложенной на него резолюцией начальника, четыре заявления рабочих и приказ по управлению. Все они вполне уме стились бы на одной трети журнальной страницы, но лаконизм формы лишь подчер кивает «плотность» и «густоту» содержа ния. «Сюжет» рассказа, если здесь примени мо эю слово, несложен. Сгорела палатка, в которой жили четверо строителей. За сго ревшее имущество рабочим полагается ком пенсация. Нужно только, чтобы все четверо написали в бухгалтерию заявления с ука занием размеров ущерба. Бригадир Гра нин, монтажники Ларионов и Колесников отказываются перечислить в заявлениях сгоревшие носки и рубашки. Логика их проста и понятна. Сгорели веши ношеные, пожар — бедствие стихийное, а рабочий че ловек — не старьевщик й не торгаш. Если есть решение о материальной помощи, пусть сама дирекция и решит вопрос о ее раз мерах. Однако четвертое заявление стоит при вести полностью: «Во время пожара ночью 14 июля, когда мы добровольно во вторую смену работа ли, у меня в палатке сгорели вещи. Костюм однобортный (новый). Туфли черные, на коже (новые). Туфли коричневые на ми- кропорке. Рубашки — три. Рубашки тени- ски— три. Белье три пары. Носки шесть п ар. Платки носовые четыре штуки. Часы «Звезда». Чемодан один. Полотенца два. Галстуки три штуки. Запонки позолоченные. Брюки (старые). Авторучка. Книжек раз ных художественных и политических на 3 (три) рубля. Кроме того еще мелочь (ремень, щетки, безопасная бритва, оде колон «Шипр» и пр.) — рублей на 10 (десять).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2