Сибирские огни, 1965, №7

пользование токов земли и т. п. Но это — вчерашний день фантастики. Сегодня, как и в самой жизни, на первый план Вышли в научно-фантастической лите­ ратуре большие вопросы борьбы за комму­ низм и гуманизм, за преодоление мещан­ ской идеологии и убожества духовной жиз­ ни, вопросы борьбы с остатками культа лич­ ности в сфере сознания, морали, человече­ ских отношений. И вот эти-то важные социальные и эти­ ческие проблемы современности «Ураль­ ский следопыт» ставит в основном не в про­ изведениях фантастического или детектив­ ного жанра, а в повестях и рассказах обыч­ ного типа, таких, какие правомерно ви­ деть и в других наших журналах. 1 . ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ Это произошло в 2063 году, когда все социальные невзгоды человечества — вой­ ны, бедность, плохое жилье, неудобства, предрассудки, невежество— остались поза­ ди. Трое Молодых людей, думавших о счастье и смысле жизни, нашли в архиве пожелтевшие от времени тетради — дневник их сверстницы Инги Холмовой, жившей ровно столетие назад. Такова сюжетная завязка повести Олега Корякова «Формула счастья» (1964, № 10— 12). Содержание дневника и реакция на него юных наших потомков составляют ос­ нову повести. Центральная идея ее доста­ точно четко и исчерпывающе выражена эпиграфом из стихотворения Роберта Фор­ ета о человеке: О н у с т р е м л е н в п ер ед . В е д ь он и с к а т е л ь . Т а к о г о ж е и с к а те л я он ищ ет, К о то р ы й и щ е т в д а л е к е д р у го го И в нем себ е п о д о б н о го н ах о д и т. В ся ж и з н ь его — и с к а н и е и с к а н и й . О н б у д у щ е е в и д и т в н а с т о я щ е м . 3 н ем ж а ж д а б е с к о н е ч н ы х у с т р е м л е н и й , В этих словах, собственно, и заключена формула «общего для всех, главного Счастья», которая конкретизируется приме­ нительно к нашему времени в рассуждени­ ях учителя Венедикта Петровича Старцева о том, «что Человек вообще — искатель, в этом его сущность. Искать надо... прежде всего «себя», чтобы полнее раскрыть свои способности, свои возможности и отдать их обществу». Несмотря на электролеты, ультрафоно­ граммы, радиовидеотелефоны, необычно звучащие имена героев — Яр Анд' что оз­ начает — Ярослав, Андрей,— «Формула счастья» — произведение отнюдь не фан­ тастическое. Элементы фантастики здесь не более как формальный художественный прием, облегчающий автору и читателю взгляд на нынешний день с позиций дня завтрашнего. Но ведь это и есть стремле­ ние увидеть будущее в настоящем, стрем­ ление, искони присущее литературе социа­ листического реализма и особенно усилив­ шееся именно в последние годы. Формулу счастья ищут не только герои О/ Корякова. Можно сказать, что в этом поиске — пафос лучших рассказов и пове­ стей, печатаемых «Уральским следопытом». Окидывая их единым взглядом, видишь, как усложняется, обрастает от произведения к произведению новыми значениями эта фор­ мула. Человек проверяется придирчиво, всесторонне, требовательно. Так проверяют врачи здоровье космонавта, которому завт­ ра лететь по околоземной орбите. Героя ставят в самые различные условия, подвер­ гают самым неожиданным испытаниям, экзаменуют на верность мечте, на мужество, нравственную стойкость, честность, доброту, ответственность за судьбы других и за по­ рученное дело. Так устанавливается истин­ ная ценность человека, определяется его право на счастье, его готовность к строи­ тельству нового мира и к жизни в нем. В пустынном ущелье, где буровики вели разведку, из скважины неожиданно пошел газ. Напор был таким, что своими силами партия ничего сделать не могла. Петр Ин­ нокентьевич, старый буровой мастер, при­ нял решение: уходить Полуотравленные, измученные буровики спешат выбраться из опасной зоны, чтобы скорее установить ра­ цию и сообщить отряду геологов о невоз­ можности проезда через заполненное газом ущелье. Нести рацию мастер поручает Толе Архипову, сыну своего фронтового друга, человеку слабосильному и скрытному. Ма­ стер уверен, что сознание ответственности дела, от исполнения которого зависит жизнь десятков людей, поможет Толе преодолеть личную слабость. Но он ошибся. «Да, откупорили бутылочку,— думал Петр Иннокентьевич, наблюдая за перекошенным от злобы, исцарапанным лицом Архипова.— И попробуй узнай заранее, кто сидит в этой бутылочке— великан или пигмей...» В рассказе Льва Румянцева «У красной черты» (1963, № 1) Архипов оказался пиг­ меем. И все другие герои рассказа (Петр Иннокентьевич, Юлька, Игнат), постав­ ленные в сложные условия выбора — риско­ вать собственной жизнью, спасая других, незнакомых людей, либо отсидеться,— раз­ делились на пигмеев и великанов в зависи­ мости от того, сумели преодолеть красную черту шкурного страха или нет. Славка, маленький герой рассказа В. Кра­ пивина «Звезды под дождем» (1964, № 9), сделал открытие. Он придумал наколоть на зонте созвездия, как они расположены в Северном полушарии,— что-то вроде до­ машнего планетария. В дождливый вечер мальчишка мечется по городу, стремясь по­ делиться с людьми радостью своего от­ крытия. «Это же несерьезно — зонт.— говорит ему капитан тоном всезнающего, умного чело­ века.— Для чего он?» И возразить, собст­ венно, нечего Даж е Славка это понимает. В самом деле, для ориентировки существу­ ют компас, секстант, карты, само зьездное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2