Сибирские огни, 1965, №7
К р и т и к ИгорьМОТЯШОВ ВСЕМ, КТО ИЩЕТ (По страницам журнала «Уральский следопыт ») Смешной человечек в спортивной куртке, заж ав в одной руке ледоруб, а другою при держивая большую планшетку, бодро ша гает вперед. Внизу написано: с л е д о п ы т . Это нагрудный значок журнала, уже бо лее семи лет выходящего в Свердловске. Редакция «Уральского следопыта» награж д а ет им своих активистов — писателей, 'корреспондентов, организаторов краеведче ских походов, тех, кому адресован журнал и кто внес свой вклад в дружбу «Следопы та» с читателями. Символический человечек на значке—■ шутливое отражение характера журнала, органа молодого, ищущего, в своем роде единственного, призванного играть в деле коммунистического воспитания подростков отнюдь не шуточную роль. Своеобразие журнала не только в его краеведческом, «познавателы-ком» уклоне. В широком смысле слова следопыт — это всякий беспокойный, думающий, ищущий человек, творческая, романтическая, дер зающая личность. Это человек в его идеале, такой, каким он обязан быть по человече ской природе своей. Вот эту-то природу и должен культивировать журнал, воспиты вая растущего человека умственно, нрав ственно, эстетически, используя для своей цели все доступные ему средства, все жан ры и прежде всего, разумеется, художест венную прозу. О том, как выполняет художественная проза «Уральского следопыта» свое назна чение, и написана эта статья. При этом сразу оговорюсь: о собственно «следопытских ж анрах— фантастике, дете ктиве, рассказах о природе и животных, о пограничниках и милиционерах — здесь бу дет сказано немного, хотя на страницах журнала жанрам этим отводится постоян ное и значительное место. Так, книга Ю. Дойльд-Михайлика «И один в поле во ин» печатается в «Уральском следопыте» вот уже в течение двух лет и обещана на третий. В прессе раздавались протестующие го лоса: дескать, надо ли столь щедро отда вать журнальные полосы детективным «ва рягам»? Думаю, что надо, ибо детектив ну жен. Ибо хороший или даже просто доброт но сделанный детектив — редкость, а един ственная детективная повесть, опубликован ная за последние два года в журнале,— «По затерянному следу» Г. Набатова (1963, № 2) — стоит за гранью даже документаль ной литературы — так она скучна, несмотря на увлекательнейший материал, лежащий в ее основе. Разумеется, такие рассказы о погранични ках и милиции, как «Сказки старшины Смолина» (1963, № 5 ) или «Идем по сле ду» (1964, № 10) Б. Рябинина, как «Рас сказы Матвея Вьюгина» К. Кислова (1963, № 4) или «Последние конокрады» С. З ах а рова (1964, № 10), удовлетворяют в какой- то степени жажду ребят в таинственно-ге роическом. И все-таки большой, с продол жениями, детективный и приключенческий роман заменить они не могут. Многое можно было бы сказать о фанта стике. В последние годы он* переживает своеобразное возрождение. Широкую из вестность приобрели у нас зарубежные фантасты Станислав Лем, Рэй Брэдбери, Айзек Азимов. Наряду с именами И. Ефре мова, Г. Гора, Н. Томана стали популярны ми имена братьев Аркадия и Бориса Стру гацких, Ариадны Громовой. Этих авторов выдвинуло прежде всего то, что они не ог раничиваются постановкой чисто научных проблей. Их интересуют проблемы социаль ные, нравственные. К сожалению, иную картину являет фан тастика «Уральского следопыта». Печата ются рассказы талантливые и рассказы от кровенно слабые. Но все они написаны по привычной схеме: в плохо ли, хорошо ли придуманный сюжет «вставлена» та или иная научная проблема — телепатия, радио синтез, множественность пространств, ис
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2