Сибирские огни, 1965, №7
Он не стремился объять необъятное. Две маленькие тювести. Одна даже — «лириче ская». Обе предельно локальны ,по теме. Коротенькие истории. Разве в этом суть? Дике двадцатый год. Родилась в трид цать седьмом. Незадолго перед арестом отца. Свет не без добрых людей — отца v ей заменил механик теплохода Илья Ва сильевич Зыков, человек большой души. Многим обязана ему и мать Лики. Всю правду девушка узнала лишь тогда, когда вернулся тот, настоящий. Он не был ни в чем виноват. И он не винил свою жену, ожидавшую его возвращения на чужом по печении. Не такое за долгие несправедли- ' вые годы научились люди прошать друг другу. Не судит РосЬякова и Вареньку, Варвару Андреевну,— родителей Лики — и автор. Куда важнее для него, что в этом остро драматическом конфликте, имеющем отнюдь не узкосемейный характер, обнару- живет высокую нравственную чистоту главная героиня повести — Лика. Этот вы вод имеет принципиальное значение. Он выходит далеко за пределы частного слу чая, одной судьбы. На примере своей юной героини Черка сов убеждает читателя в том, что новое поколение уверенно входит в жизнь, по справедливости оценивая прошлое и зная наперед, от чего оно будет навсегда избав лено. И еще одна судьб а— судьба Гути Бур лаковой, «Ласточки». Опять будто бы са мый что ни на есть заурядный семейный конфликт. Впрочем, не совсем заурядный. Трагический конфликт. И снова юная геро иня выходит из него победительницей. События этой повести ближе к нам по времени. Природу их надо искать в «прео долении последствий культа личности». Все, что случилось с Гутей — временный раз рыв с мужем, гибель ребенка, уход из семьи отца,— результат отвратительного в суще стве своем и каждом поступке поведения Бурлакова-старш.его, «вождя районного масштаба» Жизнь отринула таких Бурла ковых Они бессильны повлиять на обще ство, но сколько же пакостей способны еще натворить даже в собственной семье! Их трудно переучить, перевоспитать. Их отка зываются понимать и принимать даж е са мые близкие. И\ это закономерно. Не надо искать в этих двух повестях ка ких-либо намеков на решение «модной» проблемы отцов и детей. Не об этом писал Черкасов. Где эта пресловутая «проблема», если чужой в сущности для Лики человек — Илья Васильевич Зыков оказывается для нее роднее отца с матерью, а Гутя-«Ласточ- ка» решительно порывает не с отцом, а с тем нетерпимым, что одинаково противно и ее сверстникам, и людям вдвое старше Бурлакова. Непонятно, почему критика прошла мимо этих произведений Алексея Черкасова. Они заслуживают того, чтобы быть достойно от меченными. Не только своеобразным под ходом к затронутым темам отличаются они, но и тонким психологизмом, лиричностью и безыскусственной простотой, свойствен ными лишь подлинно художественным про изведениям. Эти повести никак не назовешь «проход ными» в творчестве Черкасова. Вернемся, однако, к «Хмелю». Вернее — к самому началу писательского труда Чер касова. Его первое произведение — роман «Ледя ной покров» — было посвящено предрево люционной купеческой, каторжанской, чал донской Сибири, с торговыми домами мест ных миллионщиков и концессиями англи чан и датчан, с разгульным житьем фарто вых приискателей и — Сибири политиче ской ссылки, Ленского бунта, Сибири, хмельной близкой революцией. «Мир, как он есть» рассказывал о граж данской войне и становлении Советской власти в Сибири. События этого романа до водились до 1936 года. Сохранились лишь отдельные страницы черновых набросков этих произведений, но сохранились и отзывы литературных авто ритетов тех лет, позволяющие судить как о содержании, так и о художественных до стоинствах пропавших без вести романов. Черкасов не вернулся к ним более. Но мыс ли, заложенные в них, никогда не оставля ли писателя. Постоянно будоража его твор ческое воображение, они прорастали буду щим «Хмелем». О чем бы ни писал Черка сов. он неизменно возвращался к теме «Сказаний». Еще и в помине не было «Крепости», «Корней и листьев», а далекие потомки ста- роверов-филаретовпев, часто под другими именами и фамилиями, нежели полагалось бы им по родословной, возвращались в си бирскую тайгу, к местам поселений своих дедов и прадедов, с полей Отечественной войны. Это были прямые наследники тех зем лепроходцев, что за сто с лишним лет, гони мые «за веру», осели в дикой глухомани. У них, молодых, давно повыветрился рели гиозный фанатизм, не осталось и следа от изуверского ханжества Время, события, общество сделали их совсем иными. Но ни что не укротило их буйного нрава и свое вольных, сильных характеров. В жилах их текла кровь тех Юсковых и Боровиковых, чьи судьбы еще вынашивал в мыслях своих Алексей Черкасов. Так вот и рождалась эта его главная кни га — противу всяких правил! Сначала пос ледняя (или предпоследняя) часть, после, вперемешку, промежуточные тома, а под конец — то, с чего и должен был пойти исток «Хмеля». «Красивая вдова», «Белая Елань», «Хмель чернолесья», «Трезвость», «Мерою жизни», «Черный тополь».. Все это, поми мо названных ранее,— написанные или за думанные. законченные или отвергнутые самим автором части «Сказаний» И каж дая часть — в свою очередь — в нескольких •редакция^. И все — «Хмель».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2