Сибирские огни, 1965, №7
лись «Ледяного покрова» бесследно ис чезла. Ьтайне он надеялся: отыщется! И писал, писал... Повести «Зосима», «Его глазами», «Партизанский рейд» остались незавершен ными. Новый роман — «Мир, как он есть» — опять дошел до Гослитиздата. Однако, ему тоже не суждено было увидеть свет. Новый арест. Снова пропадают все рукописи. З а конченные и незаконченные. Только в 1943 году удалось взяться за пе ро. И на этот раз удалось довести роман «Шумит дубравушка» до издательских кон диций. В 1947 году — очередная репрессия, столь же нелепая и безосновательная, как и предыдущие. Ничто не лишило Черкасова жизнелюбия, ничто не отвратило его от писательского труда. Первая книга Алексея Черкасова — по весть «В стороне Сибирской» — вышла в из дательстве «Советский писатель» в 1949 го ду. Тогда же журнал «Октябрь» опублико вал его роман «День начинается на Во стоке». И то, и другое произведения (в особен ности роман, многократно впоследствии переделывавшийся) далеки от совершен ства. Отдавая дань времени, вынужденный считаться с жизненными обстоятельствами, Черкасов далеко не всегда был в этих кни гах самим собою. То и дело в людские судьбы, раскрываемые перед читателем подлинным человековедом, наблюдатель ным и умным художником, врывалась ба рабанная дробь казенного славословия. И хотя подчае эти трескучие страницы до вольно точно воспроизводили обстановку, характер эпохи, они органически не соеди нялись с живой тканью произведений. К счастью, не эти страницы составляли суще ство черкасовских книг. Прошли годы, и роман «День начинается на Востоке», очи щенный от канонов «периода культа лич ности», снова предстал перед читателем, не сомненно во многом от этого выиграв. Од нако за те же годы Черкасов ушел далеко от этого своего сочинения, и вряд ли сего дня есть необходимость подробно говорить о нем. Сколько бы и о чем ни писал Алексей ‘Черкасов, жил он одной темой, одной кни гой. К ней неизменно возвращался, ей от давал лучшие свои часф, дни, месяцы, го ды. Эта книга — «Хмель». Редкая, удиви тельная у нее судьба. Проследить ее, рас сказать о ней чрезвычайно интересно и крайне затруднительно. Дело в том, что речь неизбежно пойдет о нескольких раз ных произведениях, неразрывно связанных между собою и в то же время далеко не всегда имеющих между собой что-либо общее. Впервые это название было поставлено «ад главами из романа, опубликованными журналом «Сибирские огни» в 1957 году. Это были именно главы, разрозненные эпи зоды, метко схваченные картины жизни. Описываемые события развертывались в первые послевоенные годы в сибирской та ежной деревне. Действовали в ^ т и х главах геологоразведчики, раоотники леспромхоза, колхозники. При очевидной композицион ной и сюжетной несобранности, «отрывоч ности» опубликованных глав, они не могли не привлечь к себе внимания. Читатели 'и критика безошибочно определили их худо жественную ценность. Чувство неудовлет воренности высказывалось лишь по той при чине, что никто (и автор в том числе) не мог сказать, будет ли когда-нибудь суще ствовать этот роман целиком. Теперь, да и то не очень определенно, можно полагать, что впервые обнародован ные «Сибирскими огнями» страницы «Хме ля» могут стать заключительной частью широко и многопланово задуманных писа телем «Сказаний о людях тайги». Еще раз читатели встретились с «Хме лем» в 1961 году. На этот рач в журнале «Нева». Опять произведение Черкасова по явилось в сокращенном виде. Но это уже были не фрагменты, не отрывки, не главы,— роман. Даж е беглое сопоставление этих двух одноименных произведений убеждает, что перед нами совершенно разночтимые вари анты той же самой части романа. В том и другом вариантах совпадают и время, и место действия, схожи многие эпизоды, большинство действующих лиц носит оди наковые имена. А книги все-таки разные! Каждая страница, каждый образ, каждая сценд заново переосмыслены автором, пере писаны (и не по одному разу!) наново. Выше говорилось: такой вот он и есть, Алексей Черкасов. И редакция «Невы» невправе была бы отклонить рукопись «Хмеля» на том осно вании, что, дескать, зачем снова об одном и том же! Напротив, и журналу, и читате лям была чрезвычайно любопытна именно эта встреча с Черкасовым. Четыре года, отделяющие публикацию «отрывков» в «Сибирских огнях» от пол ностью переработанного варианта той же части романа, помещенного в «Неве», были для Черкасова на редкость плодотворными. Он написал две книги «Хмеля» — «Кре пость» и «Корни и листья», начинающие и продолжающие его «Сказания». Но и это не все. Были написаны еще две повести — «Ласточка» и «Лика». Прежде чем снова вернуться к «главной книге» Черкасова, необходимо сказать об этих двух повестях. Поглощенный, казалось бы, полностью бесчисленными вариантами романа, писатель не мог не отвлечься от него. Начало «Сказаний о людях тайги» увело его в далекие времена прошлого ве ка. Перемены же в окружавшей действи тельности, заставившие всех и каждого за ново оглядеть жизнь общества и свою соб ственную жизнь, требовали от Черкасоза его прямого отклика на события. Не Фор мального отклика. Писатель не мог, не имел права не сказать о том, что давно уже бы ло тысячу раз продумано и пережито.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2