Сибирские огни, 1965, №7

культурной работы, как фронта борьбы за победу социалистической революции. Об этом и напомнила сибирским, работ­ никам телеграмма из Москвы. Началом переписки послужило письмо заведующего Челябинским уездным отделом народного образования Трейера в Народ­ ный комиссариат просвещения РСФСР, в котором сообщалось о невнимании Челя­ бинского Губревкома к нуждам отдела. Трейер писал, что в конце 1919 года было две попытки сократить аппарат ОНО, мно­ гие школьные здания заняты различными ведомствами. Местные органы власти, в связи с эпидемией тифа, закрыли все шко­ лы. Протесты отдела народного '('б у з о в а ­ ния не возымели действия. В результате, как сообщалось далее, «школы закрыты и по сие время». Крестьяне требовали возобновления школьных занятий. Еще острее сложилась обстановка на копях и железной дороге. Там закрытие школ вызвало угрозу забас­ товки. Пришлось, в виде исключения, на­ чать занятия в некоторых школах. Но беды челябинских просвещенцев тем ие кончились. Отдел народного образова­ ния решил, коль скоро школы оказались закрытыми, организовать курсы переподго­ товки,учителей. Однако сделать это не уда­ лось. Большинство учителей оказались мо­ билизованными на борьбу с тифом. Резуль­ таты таких «чрезвычайных» мер не замед­ лили сказаться. Началось поголовное бег­ ство учителей в другие губернии," где их охотно принимали, так как педагогов не хватало. «Теперь,— заключал Трейер,— если и откроют школы, то не будет учите­ лей»1. Письмо из Челябинска, как видно, было не единственным сигналом такого рода. Этим и объясняется, что вопросом занялся лично Нарком просвещения А. В Луначар­ ский. Мало того, он счел необходимым по­ ставить в известность Владимира Ильича Ленина и придать делу общегосударствен­ ное значение. Посылая В. И. Ленину «ха­ рактерную бумагу», как назвал письмо Трейера А. В. Луначарский, он сопрово- ‘ дил ее весьма резкими комментариями. А. В. Луначарский писал, что письмо из Челябинска показывает, «как нам легко дается в Советской России дело народного 1 Ц ентральны й Г осударственны й архив Ок­ тябрьской револю ции (Ц Г А О Р ), ф , 398, o n , 19, д. 20, л . 104. просвещения». И таких фактов, говорилось далее, наберется тысяча. Поэтому нужен . «довольно грозный окрик Совнаркома на всех, кто продолжает разрушать школьное дело»... Луначарский попросил В. И. Ленина переслать потом эту «бумагу» в НКВД для принятия мер. Это необходимо, заключил нарком просвещения, поскольку его теле­ граммы, которую он намерен направить в Челябинск, может оказаться недостаточно, ибо «товарищи-исполкомцы привыкли до­ вольно небрежно относиться к распоряже­ нию Наркомпроса, если оно не подтверж­ дается Нар. ком. внутр. дел»1. Письмо А. В. Луначарского было посла­ но 6 марта 1920 года. В тот же день оно было получено, просмотрено и переадресо­ вано В. И. Лениным в НКВД. В этом убеждает пометка от 6 л^рта, сделанная на письме рукой Владимира Ильича. Там же была другая лаконичная надпись: «Вла­ димирскому» Сам факт немедленной пере­ сылки письма Луначарского и «бумаги» Трейера в НКВД без комментариев мог означать только одно: Ленин полностью разделял оценку А. В. Луначарского дей­ ствий работников Челябинского Ревкома и соглашался с его предложением о приня­ тии решительных мер по оказанию помощи делу просвещения в Сибири. Итогом переписки явилась телеграмма заместителя Наркома внутренних дел М. Ф. Владимирского от 11 марта 1920 го­ да Челябинскому ревкому и Сибирскому \ революционному комитету (заведующему СибОНО С. И. Канатчикову). Телеграмма была краткой В ней предлагалось в сроч­ ном порядке освободить школьные поме­ щения в деревнях Челябинского уезда и возобновить занятия. Выразителен конец телеграммы: «Учителей лучше мобилизовы­ вать не на борьбу с эпидемией, а с безгра­ мотностью»2. ...Маленькие листки писем. Как сотни и тысячи других, лежат они в архивах и не всем еще суждено увидеть свет. Но когда это случается, то кажется, что яркий луч как бы выхватывает из исторического да­ лёка дорогие нашему сердцу и уму дета­ ли И в деталях этих видим мы черты той героической эпохи, когда в жестокой борьбе и невероятных трудностях рождалась и крепла новая, советская культура.__ 1 Ц Г А О Р, ф . 393, оп. 19. д . 20. л. 103. * Ц Г А О Р, ф . 393, оп. 19, д . 20, л . 101.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2