Сибирские огни, 1965, №7
культурной работы, как фронта борьбы за победу социалистической революции. Об этом и напомнила сибирским, работ никам телеграмма из Москвы. Началом переписки послужило письмо заведующего Челябинским уездным отделом народного образования Трейера в Народ ный комиссариат просвещения РСФСР, в котором сообщалось о невнимании Челя бинского Губревкома к нуждам отдела. Трейер писал, что в конце 1919 года было две попытки сократить аппарат ОНО, мно гие школьные здания заняты различными ведомствами. Местные органы власти, в связи с эпидемией тифа, закрыли все шко лы. Протесты отдела народного '('б у з о в а ния не возымели действия. В результате, как сообщалось далее, «школы закрыты и по сие время». Крестьяне требовали возобновления школьных занятий. Еще острее сложилась обстановка на копях и железной дороге. Там закрытие школ вызвало угрозу забас товки. Пришлось, в виде исключения, на чать занятия в некоторых школах. Но беды челябинских просвещенцев тем ие кончились. Отдел народного образова ния решил, коль скоро школы оказались закрытыми, организовать курсы переподго товки,учителей. Однако сделать это не уда лось. Большинство учителей оказались мо билизованными на борьбу с тифом. Резуль таты таких «чрезвычайных» мер не замед лили сказаться. Началось поголовное бег ство учителей в другие губернии," где их охотно принимали, так как педагогов не хватало. «Теперь,— заключал Трейер,— если и откроют школы, то не будет учите лей»1. Письмо из Челябинска, как видно, было не единственным сигналом такого рода. Этим и объясняется, что вопросом занялся лично Нарком просвещения А. В Луначар ский. Мало того, он счел необходимым по ставить в известность Владимира Ильича Ленина и придать делу общегосударствен ное значение. Посылая В. И. Ленину «ха рактерную бумагу», как назвал письмо Трейера А. В. Луначарский, он сопрово- ‘ дил ее весьма резкими комментариями. А. В. Луначарский писал, что письмо из Челябинска показывает, «как нам легко дается в Советской России дело народного 1 Ц ентральны й Г осударственны й архив Ок тябрьской револю ции (Ц Г А О Р ), ф , 398, o n , 19, д. 20, л . 104. просвещения». И таких фактов, говорилось далее, наберется тысяча. Поэтому нужен . «довольно грозный окрик Совнаркома на всех, кто продолжает разрушать школьное дело»... Луначарский попросил В. И. Ленина переслать потом эту «бумагу» в НКВД для принятия мер. Это необходимо, заключил нарком просвещения, поскольку его теле граммы, которую он намерен направить в Челябинск, может оказаться недостаточно, ибо «товарищи-исполкомцы привыкли до вольно небрежно относиться к распоряже нию Наркомпроса, если оно не подтверж дается Нар. ком. внутр. дел»1. Письмо А. В. Луначарского было посла но 6 марта 1920 года. В тот же день оно было получено, просмотрено и переадресо вано В. И. Лениным в НКВД. В этом убеждает пометка от 6 л^рта, сделанная на письме рукой Владимира Ильича. Там же была другая лаконичная надпись: «Вла димирскому» Сам факт немедленной пере сылки письма Луначарского и «бумаги» Трейера в НКВД без комментариев мог означать только одно: Ленин полностью разделял оценку А. В. Луначарского дей ствий работников Челябинского Ревкома и соглашался с его предложением о приня тии решительных мер по оказанию помощи делу просвещения в Сибири. Итогом переписки явилась телеграмма заместителя Наркома внутренних дел М. Ф. Владимирского от 11 марта 1920 го да Челябинскому ревкому и Сибирскому \ революционному комитету (заведующему СибОНО С. И. Канатчикову). Телеграмма была краткой В ней предлагалось в сроч ном порядке освободить школьные поме щения в деревнях Челябинского уезда и возобновить занятия. Выразителен конец телеграммы: «Учителей лучше мобилизовы вать не на борьбу с эпидемией, а с безгра мотностью»2. ...Маленькие листки писем. Как сотни и тысячи других, лежат они в архивах и не всем еще суждено увидеть свет. Но когда это случается, то кажется, что яркий луч как бы выхватывает из исторического да лёка дорогие нашему сердцу и уму дета ли И в деталях этих видим мы черты той героической эпохи, когда в жестокой борьбе и невероятных трудностях рождалась и крепла новая, советская культура.__ 1 Ц Г А О Р, ф . 393, оп. 19. д . 20. л. 103. * Ц Г А О Р, ф . 393, оп. 19, д . 20, л . 101.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2