Сибирские огни, 1965, №7

И З П Р О Ш * в. с о с к и н Кандидат исторических наук ПО- ЛЕНИНСКИ (Страничка из истории борьбы за советскую культуру в Сибири) Работу историка в архивах иногда сравнивают с работой золотоискателя. И действительно, много нужно переворо­ шить «бумажной руды», чтобы обнаружить те драгоценные крупинки-документы, в ко­ торых наиболее отчетливо и ярко воплоти­ лись характерные явления исторического прошлого. Думается, что к числу подобных доку­ ментов можно причислить и тот, о котором пойдет речь в этих кратких заметках. Д о­ кумент был обнаружен в фонде Народного Комиссариата Внутренних дел, хранящемся в Центральном Государственном архиве Октябрьской революции. Скромные листоч­ ки с именами В. И. Ленина, А. В. Луна­ чарского, М. Ф. Владимирского оказались как бы затерянными среди множества дру­ гих писем и телеграмм, в которых в об- щем-то не было ничего особенно примеча­ тельного. Естественно, что я ощутил волнение, ко­ торое испытывает каждый историк, пред­ чувствуя, что нашел нечто ценное и, быть может, доселе неизвестное. В голову сра­ зу пришло название одной из работ В. И. Ленина: «Маленькая картинка для выяснения больших вопросов». Так Влади­ мир Ильич озаглавил свою статью о книж­ ке А. Л. Тодорского «Год с винтовкой и плугом», в которой рассказывалось о ходе революции в одном из захолустных уездов России. Передо мной также была «маленькая картинка», всего лишь небольшая перепис­ ка по рядовому, на первый взгляд, вопро­ су. Однако так могло показаться лишь на первый взгляд. За незначительным, каза­ лось бы, фактом стояло выяснение такого большого вопроса, как роль культурной работы во всенародной борьбе за социа­ лизм. ...Начало марта 1920 года. Время тяже­ лое, обстановка исключительно сложная. Сибирь, недавно освобожденная от колча­ ковщины, переживала период возрожде­ ния. На месте пепелищ и разрушений, ко­ торыми усеяло свой путь отступающее и растрепанное колчаковское войско, трудя­ щиеся Сибири начинали строить новую жизнь. Не хватало людей, не было опыта, сопротивлялся разбитый, но не уничтожен­ ный полностью классовый враг. А тут еще страшное бедствие — сыпной тиф. Срочные меры, ударные задания... При­ каз за приказом издавали ревкомы, моби­ лизуя все силы на борьбу с разрухой, на выполнение продовольственной разверстки, на ликвидацию эпидемий. Партийные орга­ низации бросили на боевой и хозяйствен­ ные фронты свои лучшие силы. Но был еще один фронт, третий, как его называли тогда. Это — культурный фронт. Некоторые руководящие работники, делая акцент на слове «третий», тем самым подчас определяли свое отношение к куль­ турному строительству. В партийные и со­ ветские органы от работников просвеще­ ния поступали жалобы. Так, например, М. Вохмина, заведывав- шая Тюменским ГубОНО, писала, что отдел народного образования по удовлетворению своих потребностей высшими органами «всегда влачится в хвосте» и вообще «де­ ло просвещения существует постолько, посколько оно не будет в ущерб боевого фронта»1. Однако Коммунистическая партия, от­ мечая первоочередной характер военных и хозяйственных задач, считала нужным по­ стоянно подчеркивать громадное значение 1 «О ктябрьский сборн и к », Тю мень, 1922, стр. 47. 52.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2