Сибирские огни, 1965, №7
И З П Р О Ш * в. с о с к и н Кандидат исторических наук ПО- ЛЕНИНСКИ (Страничка из истории борьбы за советскую культуру в Сибири) Работу историка в архивах иногда сравнивают с работой золотоискателя. И действительно, много нужно переворо шить «бумажной руды», чтобы обнаружить те драгоценные крупинки-документы, в ко торых наиболее отчетливо и ярко воплоти лись характерные явления исторического прошлого. Думается, что к числу подобных доку ментов можно причислить и тот, о котором пойдет речь в этих кратких заметках. Д о кумент был обнаружен в фонде Народного Комиссариата Внутренних дел, хранящемся в Центральном Государственном архиве Октябрьской революции. Скромные листоч ки с именами В. И. Ленина, А. В. Луна чарского, М. Ф. Владимирского оказались как бы затерянными среди множества дру гих писем и телеграмм, в которых в об- щем-то не было ничего особенно примеча тельного. Естественно, что я ощутил волнение, ко торое испытывает каждый историк, пред чувствуя, что нашел нечто ценное и, быть может, доселе неизвестное. В голову сра зу пришло название одной из работ В. И. Ленина: «Маленькая картинка для выяснения больших вопросов». Так Влади мир Ильич озаглавил свою статью о книж ке А. Л. Тодорского «Год с винтовкой и плугом», в которой рассказывалось о ходе революции в одном из захолустных уездов России. Передо мной также была «маленькая картинка», всего лишь небольшая перепис ка по рядовому, на первый взгляд, вопро су. Однако так могло показаться лишь на первый взгляд. За незначительным, каза лось бы, фактом стояло выяснение такого большого вопроса, как роль культурной работы во всенародной борьбе за социа лизм. ...Начало марта 1920 года. Время тяже лое, обстановка исключительно сложная. Сибирь, недавно освобожденная от колча ковщины, переживала период возрожде ния. На месте пепелищ и разрушений, ко торыми усеяло свой путь отступающее и растрепанное колчаковское войско, трудя щиеся Сибири начинали строить новую жизнь. Не хватало людей, не было опыта, сопротивлялся разбитый, но не уничтожен ный полностью классовый враг. А тут еще страшное бедствие — сыпной тиф. Срочные меры, ударные задания... При каз за приказом издавали ревкомы, моби лизуя все силы на борьбу с разрухой, на выполнение продовольственной разверстки, на ликвидацию эпидемий. Партийные орга низации бросили на боевой и хозяйствен ные фронты свои лучшие силы. Но был еще один фронт, третий, как его называли тогда. Это — культурный фронт. Некоторые руководящие работники, делая акцент на слове «третий», тем самым подчас определяли свое отношение к куль турному строительству. В партийные и со ветские органы от работников просвеще ния поступали жалобы. Так, например, М. Вохмина, заведывав- шая Тюменским ГубОНО, писала, что отдел народного образования по удовлетворению своих потребностей высшими органами «всегда влачится в хвосте» и вообще «де ло просвещения существует постолько, посколько оно не будет в ущерб боевого фронта»1. Однако Коммунистическая партия, от мечая первоочередной характер военных и хозяйственных задач, считала нужным по стоянно подчеркивать громадное значение 1 «О ктябрьский сборн и к », Тю мень, 1922, стр. 47. 52.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2