Сибирские огни, 1965, №6

зу же может получить справку или требуемую книгу, журнал. В ретроспективные библио­ графические указатели отби­ рается литература за длитель­ ный период времени. Недавно отделом составлен указатель «Растительность и раститель­ ные ресурсы Западной Сиби­ ри». В него включено три ты ­ сячи названий важнейших науч­ ных работ, опубликованных с 1909 по 1962 год. К концу 1965 года научно-, техническая библиотека широко откроет двери новых залов и книгохранилищ для своих чи­ тателей. И. Ш е ш е н и н. К О ЛЫ В АН — Б О Г А ТЫ Р Ь А Л ТАЯ Колыван — одно из популяр­ ных имен в истории Сибири. Именем Колывана названы на Алтае горный хребег и озеро. Носили это имя алтайские руд­ ники, заводы и камне-шлифо- вальная фабрика* Была1 Колы- ванская губерния с центром в г. Бердске. Был Колыванский округ с центром в селе Чаусе, потом переименованном в го­ род. Д о настоящего времени носят это имя населенные пунк­ ты и районы в Алтайском крае и Н овосибирской области. Сущ ествует много легенд о происхождении этого названия. Одни относят его ко времени Ермака, другие — к моменту о с­ воения Алтая. Будто бы когда легендарный Иван находил на Алтае золото, то вбивал в то место кол, чтобы не забыть, от­ сю да и «К ол-И вана». В книге Вл. Филова «П уга­ чевцы на Алтае» записана ret- кая легенда1: Среди первых русских посе­ лений на Алтае была в камен­ ных горах слободка Ивановка или просто изба Ивана, ограж ­ денная частоколом, который не только защищал жилье от ди ­ кого зверья, но и окружал най­ денные беглым человеком И ва­ ном выходы чистейших метал­ лов —- меди, серебра, золота. И вот в некий недобрый день по­ гиб Иван, и от слободки остал­ ся один частокол. С той поры среди русских вольных людей Сибири стала известка эта ска­ зочная местность, полная сам о­ родков серебра и золота, и рус­ ский народ начал называть, ее «частокол Ивана» или сокра­ щено «Кол-Иван Колыван...» Отдельные исследователи и историки связывают это назва­ ние с именем богатыря русских былин Колывана (Ивановича). Истоки этого имени приводят к героям эпоса* соседних наро­ дов — Вейнемейнена, Леммикей- нена, Куллерво и других, ко­ торые в рунах называются обы ч­ но сыновьями Калевы или по- фински — Калеван-поика (по- ика — сын). Слагатели русских былин сделали из финского име­ ни Калена — Калеван русское имя — Колуван или Колыван. Когда* пришли на Алтай ру­ дознатцы А. Демидова, то уже встретили озеро, названное Ко- лыванским. Поскольку они на­ шли руду вблизи Колыванского озера в воскресный день, то все рудники и заводы стали называться Колывано-Воскре- сенскими. Имя Колыван на Ал­ тае тогда было весьма распро­ страненным. Колыван — былинный герой Алтая. Личность его хоть и бы ­ ла популярна среди русских лю ­ дей на Алтае, но представлена в эпосе очень смутно. Почему же так случилось? С одной стороны, любимый на­ родный герой, а с другой — о нем почти нет никаких сведе­ ний? Былина о Колыване записа­ на вскоре после восстания Пуга­ чева со слов сказителя Епанеш- никова. Хранящееся в архиве Академии наук СССР примеча­ ние С. И. Гуляева к этой бы ­ лине утверждает: «Н астоящ ая былина передана Епанешнико- вым с многими пропусками»1. В момент записи сказитель был в преклонном возрасте, ему перевалило тогда уже на девя­ тый десяток лет. Но дело, ко­ нечно, не в плохой, памяти Епа- нешникова. Былину о Колыва­ не — богатыре Алтая записывал со слов Епанешникова учителе Сузунской горной школы Д. П. Соколов — царский чи­ новник. Поэтому возможно дс • пустить, что старик побоялг сообщ ить в былине эпизоды о свержении самодержавия и кре­ постничества., Однако Епанешников все >: осмелился доверить царском чиновнику три строки из был: ны. Они говорят о сокровеннт думах, о мечтах угнетенных лк - дей Алтая. Колыва н-богатырь, объединившись с казачьими1 и крестьянскими богатырями, со­ гнал с родной земли силу «цар­ скую и боярскую ». Но об этом можно только догадываться, а в былине говорилось, что бога­ тыри на заставе: Не пропускали они ни конного, Ни конного, ни пешего, Ни царского, ни боярского... Былина, вероятно, призывала народ к борьбе с царями, по­ мещиками и чиновниками, пото­ му что она, по выражению гор ­ ных мужиков, предлагала: «п о­ сечь головы боярам ». На Алтае Колыван-богатырь в XVIII веке и первой полови­ не XIX века был народным те роем, сильным, воинственным ь свободолюбивым. К. Н е ч а е в . 1 В ту пору на Алтае слове казак имело сугубо политиче­ ский, революционный смысл: казак — человек, свободный oi помещичьего гнета. 1 В. Л* Фигов. «Пугачевцы ' ’ на Алтае»* Барнаул, 1955, стр. 1 А рхив Академии наук СССР, 58—59, фонд 216, опись 8, № 204.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2