Сибирские огни, 1965, №6
зу же может получить справку или требуемую книгу, журнал. В ретроспективные библио графические указатели отби рается литература за длитель ный период времени. Недавно отделом составлен указатель «Растительность и раститель ные ресурсы Западной Сиби ри». В него включено три ты сячи названий важнейших науч ных работ, опубликованных с 1909 по 1962 год. К концу 1965 года научно-, техническая библиотека широко откроет двери новых залов и книгохранилищ для своих чи тателей. И. Ш е ш е н и н. К О ЛЫ В АН — Б О Г А ТЫ Р Ь А Л ТАЯ Колыван — одно из популяр ных имен в истории Сибири. Именем Колывана названы на Алтае горный хребег и озеро. Носили это имя алтайские руд ники, заводы и камне-шлифо- вальная фабрика* Была1 Колы- ванская губерния с центром в г. Бердске. Был Колыванский округ с центром в селе Чаусе, потом переименованном в го род. Д о настоящего времени носят это имя населенные пунк ты и районы в Алтайском крае и Н овосибирской области. Сущ ествует много легенд о происхождении этого названия. Одни относят его ко времени Ермака, другие — к моменту о с воения Алтая. Будто бы когда легендарный Иван находил на Алтае золото, то вбивал в то место кол, чтобы не забыть, от сю да и «К ол-И вана». В книге Вл. Филова «П уга чевцы на Алтае» записана ret- кая легенда1: Среди первых русских посе лений на Алтае была в камен ных горах слободка Ивановка или просто изба Ивана, ограж денная частоколом, который не только защищал жилье от ди кого зверья, но и окружал най денные беглым человеком И ва ном выходы чистейших метал лов —- меди, серебра, золота. И вот в некий недобрый день по гиб Иван, и от слободки остал ся один частокол. С той поры среди русских вольных людей Сибири стала известка эта ска зочная местность, полная сам о родков серебра и золота, и рус ский народ начал называть, ее «частокол Ивана» или сокра щено «Кол-Иван Колыван...» Отдельные исследователи и историки связывают это назва ние с именем богатыря русских былин Колывана (Ивановича). Истоки этого имени приводят к героям эпоса* соседних наро дов — Вейнемейнена, Леммикей- нена, Куллерво и других, ко торые в рунах называются обы ч но сыновьями Калевы или по- фински — Калеван-поика (по- ика — сын). Слагатели русских былин сделали из финского име ни Калена — Калеван русское имя — Колуван или Колыван. Когда* пришли на Алтай ру дознатцы А. Демидова, то уже встретили озеро, названное Ко- лыванским. Поскольку они на шли руду вблизи Колыванского озера в воскресный день, то все рудники и заводы стали называться Колывано-Воскре- сенскими. Имя Колыван на Ал тае тогда было весьма распро страненным. Колыван — былинный герой Алтая. Личность его хоть и бы ла популярна среди русских лю дей на Алтае, но представлена в эпосе очень смутно. Почему же так случилось? С одной стороны, любимый на родный герой, а с другой — о нем почти нет никаких сведе ний? Былина о Колыване записа на вскоре после восстания Пуга чева со слов сказителя Епанеш- никова. Хранящееся в архиве Академии наук СССР примеча ние С. И. Гуляева к этой бы лине утверждает: «Н астоящ ая былина передана Епанешнико- вым с многими пропусками»1. В момент записи сказитель был в преклонном возрасте, ему перевалило тогда уже на девя тый десяток лет. Но дело, ко нечно, не в плохой, памяти Епа- нешникова. Былину о Колыва не — богатыре Алтая записывал со слов Епанешникова учителе Сузунской горной школы Д. П. Соколов — царский чи новник. Поэтому возможно дс • пустить, что старик побоялг сообщ ить в былине эпизоды о свержении самодержавия и кре постничества., Однако Епанешников все >: осмелился доверить царском чиновнику три строки из был: ны. Они говорят о сокровеннт думах, о мечтах угнетенных лк - дей Алтая. Колыва н-богатырь, объединившись с казачьими1 и крестьянскими богатырями, со гнал с родной земли силу «цар скую и боярскую ». Но об этом можно только догадываться, а в былине говорилось, что бога тыри на заставе: Не пропускали они ни конного, Ни конного, ни пешего, Ни царского, ни боярского... Былина, вероятно, призывала народ к борьбе с царями, по мещиками и чиновниками, пото му что она, по выражению гор ных мужиков, предлагала: «п о сечь головы боярам ». На Алтае Колыван-богатырь в XVIII веке и первой полови не XIX века был народным те роем, сильным, воинственным ь свободолюбивым. К. Н е ч а е в . 1 В ту пору на Алтае слове казак имело сугубо политиче ский, революционный смысл: казак — человек, свободный oi помещичьего гнета. 1 В. Л* Фигов. «Пугачевцы ' ’ на Алтае»* Барнаул, 1955, стр. 1 А рхив Академии наук СССР, 58—59, фонд 216, опись 8, № 204.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2